Если заводской рабочий прав, производитель роскошных автомобилей сталкивается с серьезным имиджевым кризисом. Сотрудник Jaguar Land Rover утверждает, что британская марка по-прежнему выпускает автомобили для российского рынка. Это самые дорогие версии Range Rover, передает Moto.pl.
Если информация, раскрытая порталом WP.pl, соответствует действительности, то ситуация скандальная. Вскоре после начала конфликта на Украине представители британского автомобильного концерна Jaguar Land Rover объявили о приостановке экспорта автомобилей на российский рынок. Между тем, польский рабочий на производственных предприятиях JLR в Солихалле, Великобритания, говорит, что это неправда. Анонимный информатор представил журналисту доказательства того, что здесь до сих пор собирают самые дорогие модели автомобилей Range Rover для состоятельных клиентов из России. Как это возможно?
По словам поляка, работающего в Солихалле, некоторые автомобили, сходящие с конвейера местного завода Range Rover, согласно подготовленной на них документации, должны продаваться на российском рынке. Сотрудник был шокирован этим открытием, ведь Jaguar Land Rover официально дистанцируется от любых дел со страной из-за конфликта на Украине.
Сотрудник был возмущен двуличностью компании, которая, по его мнению, нарушает данное в официальном сообщении обещание, и решил сообщить об этом польским журналистам. Чтобы не быть голословным, он предоставил доказательства в виде фотографий документации, подготовленной на дорогую модель Range Rover L460 Autobiography. По его мнению, это не единичный случай. JLR будет регулярно выпускать партии из нескольких десятков автомобилей для российского рынка. Об этом можно узнать, ознакомившись с приложенными к ним документами, ведь экземпляры таких автомобилей настраиваются индивидуально по желанию заказчика.
Когда в сборочном цеху появляется кузов нового автомобиля, вместе с ним составляется список оборудования, которое необходимо учесть. В бумагах также указан код и дата заказа, VIN-номер и информация о стране поставки готового автомобиля. Поляк, работающий на заводе JLR, утверждает, что когда он обнаружил назначение автомобилей стоимостью до 1,2 миллиона злотых в Польше, он начал проверять их оборудование.
Модели Range Rover для российского рынка имеют самые мощные двигатели и самое обширное оснащение, включая полный набор опций. К ним относятся такие раритеты, как массажные сиденья с подогревом и вентиляцией, подогрев подлокотников и индивидуально выбираемый тип освещения салона. Чтобы доказать это, сотрудник сфотографировал эти документы.
На фотографиях представлены технические характеристики флагманской модели Range Rover (L460) Autobiography, дебютировавшей в 2022 году. Согласно документу, индивидуально настроенная версия имеет самый мощный бензиновый двигатель на 510 л.с. 4,4 литра и левый руль. В графе «страна назначения» указана Россия.
Коммерческая политика является внутренним делом каждой компании, но и на ее основе клиенты принимают решение о покупке именно этого, а не другого автомобиля. Однако ситуацию меняют санкции, введенные в отношении некоторых продуктов. Весной 2022 года Евросоюз объявил о запрете на ввоз в Россию предметов роскоши (стоимостью более 50 тысяч евро). Хотя Великобритания больше не является частью европейского сообщества с 1 февраля 2020 года, ее политика в отношении России совпадает с политикой ЕС.
Кроме того, многие европейцы (и не только) избегают трат на продукцию компаний, не осудивших российские действия на Украине. Такие люди сейчас могут почувствовать себя обманутыми концерном Jaguar Land Rover, ведь с 1 марта 2022 года его представители объявили о приостановке продаж в Россию. Недавние данные показывают, что это может быть неправдой. А что же представители британского автомобильного концерна, который с 2008 года принадлежит индийской корпорации TATA?
В ответ на запрос WP о спорном открытии директор по глобальным коммуникациям Jaguar Land Rover Луиза Эванс Беттс написала, что компания соблюдает санкции и рассмотрит «этот конкретный случай». Как сообщается, JLR только что начала внутреннее расследование, из-за чего представитель компании не хочет комментировать дело.
Откровенно говоря, есть различные возможные объяснения, но лишь немногие из них имеют смысл. Нельзя исключать ошибку, но вероятность случайного указания России в документации невелика. Столь же нереально было бы объяснить, что машины готовятся для российских покупателей, проживающих в других странах. Тогда не было бы смысла указывать Россию в качестве страны назначения. Стоит добавить, что рассматриваемый Range Rover стоит там порядка 30 миллионов рублей, что эквивалентно примерно 500 месячным зарплатам жителя Москвы. Поэтому такие автомобили предназначены только для самых богатых жителей России.
Журналисты портала WP.pl пошли еще дальше и попросили независимых российских журналистов-расследователей проверить, зарегистрированы ли в этой стране автомобили Range Rover с конкретным VIN-номером, которые согласно документации предназначены для российского рынка. Следов их пребывания обнаружено не было, но местные журналисты добавили, что местные богачи давно научились различными способами обходить введенные санкции. Самый простой — зарегистрироваться в одной из соседних стран — бывших республик СССР, не подпадающих под санкции. Не менее распространена практика беспошлинного параллельного импорта из других стран (например, Дубая и Ирана через Казахстан), разрешенная Владимиром Путиным.
Дополнительные подозрения вызывает информация российского автомобильного журналиста Дмитрия Косенко о том, что, несмотря на действующие санкции, в январе 2023 года в Новороссийске на Черном море состоялась премьера новой модели Range Rover. Сообщается, что он прибыл туда поездом из Германии. Это еще один элемент, вписывающийся в головоломку расследования, который выставляет британский бренд в очень плохом свете.
Рано или поздно мы наверняка услышим позицию представителей концерна Jaguar Land Rover по этому делу, а также узнаем, каковы были результаты внутреннего расследования. Независимо от его последствий, не следует придавать им большого значения по очень простой причине: возможное решение продолжить продажу Range Rover российским покупателям уж точно не было произволом сотрудников. Это решение должно было быть принято на достаточно высоком уровне, и все же никто не должен быть судьей на собственном процессе.