В связи с таянием морского льда летом в центре внимания снова оказалась коммерческая ценность арктического судоходного маршрута, который является важной областью, в которой Китай и Россия имеют потенциал и должны укреплять сотрудничество, передает Global Times.
Сезон навигации по Северному морскому пути России открыт для бизнеса, страна тестирует его с грузом сырой нефти, пересекающим Северный Ледовитый океан. Ожидается, что груз прибудет 12 августа в Жичжао в провинции Шаньдун восточной части Китая, передают СМИ во вторник.
Согласно сообщениям, это может сократить морское расстояние между Европой и Северо-Восточной Азией на 30% по сравнению с южным морским путем через Суэцкий канал. Большая часть российского экспорта сырой нефти в Китай и Индию идет по длинному и дорогостоящему южному морскому пути.
Хотя поставки российской нефти по арктическому судоходному маршруту могут быть ранним экспериментом, и пока только несколько коммерческих судов используют сезонный северный морской путь, нельзя отрицать, что изменение климата подогрело интерес к арктическому судоходству.
С ростом ценности нефти, газа и водных ресурсов в арктическом регионе освоение Арктики рассматривается как новый этап глобальной конкуренции за власть, затрагивающий как политические, так и экономические интересы различных стран. В частности, давно ведутся споры и разногласия по поводу арктических морских маршрутов.
Более того, в условиях российско-украинского конфликта Арктический совет, межправительственный форум правительств и коренных народов региона, столкнулся с серьезными геополитическими препятствиями, и сотрудничество по освоению Арктики застопорилось.
Тем не менее, Китай и Россия, вероятно, все же будут углублять сотрудничество по развитию арктических морских путей, что также имеет большое экономическое и стратегическое значение для Китая, России и даже торговли между Азией и Европой.
Сотрудничество по строительству арктического судоходного маршрута между двумя странами продолжается уже некоторое время, недавно был запущен проект новой судоходной линии.
По сообщениям российских СМИ, в начале июля две китайские компании открыли новую морскую линию для контейнерных перевозок по Северному морскому пути, а российская государственная компания «Росатом» обеспечивает информационное и навигационное сопровождение.
Во всяком случае, развитие указывает на то, что коммерческая ценность арктических морских путей используется. Также судостроительные мощности Китая могут удовлетворить потребности в защите окружающей среды на маршруте и строительстве первоклассных ледокольных судов.
В то время как создание Северного морского пути требует значительных инвестиций и долгосрочных усилий в ледокольных судах и портовой инфраструктуре, интерес к маршруту нельзя недооценивать.
Во-первых, арктические маршруты являются одними из самых коротких, связывающих Азию, Европу и Северную Америку, что значительно сократит время и стоимость доставки, способствуя торговому и экономическому развитию на разных континентах. Сотрудничество между Китаем и Россией по строительству Северного морского пути принесет огромные выгоды обеим странам и создаст условия для активизации торговли между Европой и Азией.
Во-вторых, открытие арктического морского пути имеет важное стратегическое значение. США берут под свой контроль основные мировые транспортные пути, и у них есть военные базы рядом с некоторыми ключевыми водными путями, такими как военно-морская база Чанги в Сингапуре, расположенная недалеко от восточной оконечности Малаккского пролива.
Китай является крупным импортером энергоресурсов, большая часть импорта нефти и газа, а также торговля товарами должны осуществляться по морю. С точки зрения геополитики, раннее планирование и меры предосторожности в отношении диверсификации судоходных маршрутов имеют первостепенное значение для экономической и торговой безопасности Китая. Поэтому Китаю необходимо объединиться с Россией в развитии новых судоходных маршрутов в Арктике в своих долгосрочных стратегических интересах.