Российские дизайнеры и бренды помогают сектору розничной торговли постепенно оправиться от неспокойных 15 месяцев закрытий магазинов и резкого падения спроса, а новые бренды заполняют пробел, оставленный иностранными конкурентами, и покупатели осторожно возвращаются, передает Reuters.
Сотни иностранных розничных продавцов закрылись в ответ на действия России на Украине в феврале 2022 года, в результате чего некоторые из самых престижных улиц Москвы остались с заколоченными магазинами, а отрасль пошатнулась от ущерба примерно в 2,5 миллиарда долларов.
Испанская компания Inditex продала некоторые из своих более чем 500 российских магазинов покупателю из ОАЭ. Его флагманский магазин Zara в центре Москвы, который простаивал более года, в прошлом месяце вновь открылся под новым руководством и новым брендом MAAG, оставив покупателей в основном довольными.
«Похоже, ничего не изменилось с тех пор, как здесь был сами-знаете-кто», — сказал Reuters житель Москвы Антон у входа в магазин.
Москвичка Антонина сказала: «Разницы, кроме разнообразия выбора, я не нашла. Сейчас всего меньше».
Разговор о деньгах
Розничные продажи, ключевой показатель потребительского спроса, резко упали в 2022 году из-за роста инфляции и падения заработной платы, в то время как отток населения с запада привел к убыткам тяжелой промышленности, сказал Олег Климов, президент Совета торговых центров России. На решение проблем с логистикой и оплатой потребовались месяцы.
«Люди в целом просто не понимали, что происходит, — сказал он агентству Reuters. — Они не хотели тратить деньги. Потери составили около 200 миллиардов рублей (2,47 миллиарда долларов). Но сейчас все восстанавливается. Деньги всегда рано или поздно переходят из рук в руки».
Доступ россиян к западной продукции, такой как гамбургеры McDonald’s и джинсы Levi’s — символам той свободы, которую капитализм мог предложить после распада Советского Союза, — сокращается.
Gloria Jeans, некогда занимавшаяся перепродажей джинсов Levi’s, приобрела центральный московский магазин шведского ритейлера H&M.
А избегание Западом России наряду с запретами на экспорт и карательными санкциями усложняет торговые пути.
«Самая большая проблема — это международные сделки, — говорит Ксения Жданова, управляющая собственным брендом одежды KSEW и коммерческий директор интернет-магазина дизайнерской одежды Richmill. — Наша промышленность чрезвычайно зависит от импорта».
Еще одной проблемой является нехватка персонала, сказала Жданова, сославшись на нехватку швей и специалистов по текстилю, которую, по ее мнению, можно решить только с помощью государственных инициатив.
Россияне разработали решения с использованием мелкооптового импорта и онлайн-продавцов, помогающих сохранять доступ к иностранным брендам, но некоторые вещи по-прежнему трудно найти.
Покупатель Ирина Никулина сказала, что не слишком скучает по иностранным брендам, за исключением случаев, когда ей нужно что-то простое, например, белая футболка по разумной цене.
Татьяна Вахонина сказала, что больше всего скучает по шведскому мебельному гиганту IKEA и Zara.
«Сейчас мы едем в Казахстан за покупками, — сказала она. — Но некоторые вещи вы вообще больше не сможете купить».