...

Канада хочет получить полный контроль над российским самолетом

Правительство Канады обратилось в суд провинции Онтарио с просьбой передать ему полный контроль над российским грузовым самолетом Ан-124, который уже более трех лет стоит на стоянке в аэропорту Пирсон.

Огромный транспортник Антонов Ан-124, один из крупнейших грузовых самолетов в мире, оказался в Канаде 27 февраля 2022 года, доставив партию экспресс-тестов на COVID-19. В тот же день он был запрещен к вылету после того, как Оттава закрыла воздушное пространство для российских самолетов в качестве санкций.

С тех пор самолет простаивает на восточной стоянке аэропорта, окруженный служебными автомобилями и с растительностью, пробивающейся сквозь бетон под крыльями. Все это время на самолет начисляется стандартный тариф за парковку — $1 065,60 в день, что к настоящему моменту составило сумму около $1,39 млн.


Если суд удовлетворит заявку, поданную в марте, владельцы самолета — Volga-Dnepr Airlines и две аффилированные компании — будут обязаны оплатить все расходы, включая стоянку и техобслуживание. По данным Министерства государственных услуг и закупок Канады (PSPC), с 15 сентября на самолете начались работы по обслуживанию, которые продлились до конца месяца. Видео, на которых самолет буксировали по территории аэропорта, породили слухи о его скорой отправке, но в действительности его просто переместили на другое место для техобслуживания, после чего вернули обратно. При этом владельцы заявляют, что самолет страдает от воздействия окружающей среды и за три года не получал должного ухода.

Процесс конфискации обещает быть долгим и сложным, отмечает авиационный эксперт и преподаватель Университета Макгилла Джон Градек. По его словам, это не стандартная процедура ареста самолета за долги: здесь вовлечены международные юридические споры. Компании уже подали несколько встречных исков. В августе 2024 года они потребовали от канадских властей $100 млн компенсации, обвинив их в экспроприации собственности и нарушении договора 1989 года между Канадой и СССР о защите инвестиций. В ноябре того же года они обратились в Федеральный суд Канады с требованием пересмотра включения их в санкционный список.

«Конца этому пока не видно», — сказал Градек.

Оттава ранее заявляла, что в случае конфискации планирует передать самолет Украине как часть финансовой помощи. Но, по мнению экспертов, эксплуатация Ан-124 возможна только в России и на Украине, где сохранились специалисты и инфраструктура.

«Это очень узкоспециализированный самолет. Покупателей на него не так много», — отмечает Градек.

Учитывая годы простоя и трудности с закупкой российских запчастей, восстановление Ан-124 обойдется очень дорого. Поэтому, как считает эксперт, если Канада получит контроль над самолетом, ее лучший вариант — разобрать его и продать детали по отдельности.

«Единственный способ, как этот самолет может покинуть Пирсон, — это по частям», — резюмировал он.

Загрузка ...
ROSSMIR.RU