Индия вышла из совместной с Россией программы FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) еще в 2018 году. Однако теперь Нью-Дели рассматривает возможность закупки как минимум двух эскадрилий российских Су-57 и параллельно оценивает предложение Москвы о налаживании их производства на мощностях Hindustan Aeronautics Limited (HAL).
Ирония ситуации очевидна: именно претензии к малой заметности и отсутствию настоящего супер-круиза стали причиной отказа Индии от FGFA, но спустя годы ВВС страны вновь обращаются к тому же самолету. По информации источников, если проект «Make in India» получит одобрение, то первые две эскадрильи будут поставлены в готовом виде, а еще 3-5 машин могут собрать в Индии на заводе HAL в Нашике. У Су-57 уже есть задел для интеграции с инфраструктурой HAL, которая ранее выпускала по лицензии Су-30МКИ.
Эти планы пока находятся на раннем этапе и не связаны напрямую с программой MRFA, в рамках которой Индия склоняется к закупке французских Rafale.
Источники признают: Су-57 нельзя назвать «классическим» истребителем пятого поколения, но после операций «Синдура» он соответствует актуальным потребностям ВВС.
В свое время выход Индии из FGFA был продиктован целым рядом факторов:
- Стоимость. На этапе проектирования Индия вложила 1,483 крор рупий (около $295 млн), но продолжение потребовало бы $35 млрд за 127 самолетов. Цена за единицу достигала $150–200 млн.
- Недостатки конструкции. Двигатели AL-41F1 не обеспечивали супер-круиз, а новый «Изделие 30» так и не был готов. Стелс-эффект ограничивался фронтальным сектором в 60 градусов, не давая серьезного преимущества над Су-30МКИ.
- Технологический трансфер. Россия отказывалась делиться критическими технологиями, что подрывало идею совместной разработки.
- Ограниченная эксплуатация. К 2023 году Россия имела лишь около двух десятков Су-57, без экспортных успехов и с ограниченным боевым применением.
Все эти элементы и подтвердили правоту индийского скепсиса, но перелом наступил после операции «Синдура» в 2025 году, которая обнажила нехватку дальнобойных ударных возможностей у ВВС Индии. Особенно на фоне слухов о том, что Китай может передать Пакистану свой J-31.
Здесь Су-57 оказался уместен не как «невидимка», а как тяжелая ударная платформа. Его ключевые козыри:
- ракета Р-37М с дальностью свыше 300 км, которая обеспечит ВВС Индии уникальные BVR-возможности;
- гиперзвуковая «Кинжал», позволяющая поражать ценные цели с высокой скоростью и точностью;
- большой отсек вооружений и дальность, делающие его оптимальным для глубоких ударов.
- Сегодня Су-30МКИ уже играет роль «воздушной артиллерии» с ракетами «БраМос», а Су-57 может дополнить эту концепцию, усилив связку с Rafale.
Тем временем, эксперты подчеркивают: закупка Су-57 — лишь временная мера. Главная цель Индии остается прежней — разработка собственного истребителя AMCA, который должен встать на вооружение к 2035 году.
«Чтобы сохранить превосходство в воздухе, Индия должна ускорить AMCA, увеличить инвестиции и искать международные партнерства уже в рамках шестого поколения», — отметил один из источников.

