Сегодня кроссоверы захватили автомобильный рынок, а спор о том, какая модель стала первым «нарушителем правил», продолжается до сих пор. Кто-то указывает на AMC Eagle, кто-то на Jeep Cherokee или Subaru Outback.
Западные автомобили давно смешивают категории, но, как оказалось, еще в середине 1950-х в СССР был создан автомобиль, который опередил всех. Речь идет о ГАЗ М-72 — седане с объемным кузовом и полноценным внедорожным полным приводом. Машина вышла за десятилетия до того, как Audi представила миру свою систему Quattro.
ГАЗ М-72 появился через девять лет после модели, на которой он базировался — седана М20 «Победа». Первый советский автопроизводитель ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) взял элегантный кузов «Победы» и соединил его с полным приводом от военного внедорожника ГАЗ-69, чтобы получить автомобиль, сочетающий комфорт легковушки с проходимостью, необходимой для суровых российских дорог. На Западе советские машины редко оказываются в центре внимания, но ГАЗ М-72 стал одним из немногих исключений. Идея данного авто была проста: машина с высокой проходимостью, но с удобством классического седана. Выпускалась она всего три года — с 1955 по 1958 год — на заводе в Горьком (ныне Нижний Новгород). Всего, по данным Auto Evolution, было собрано 4677 экземпляров.
Чтобы превратить седан в полноприводник, конструкторы усилили платформу: добавили 14 дополнительных панелей в пол, двери и крышу. На этапе разработки стоял выбор между рядной «шестеркой» на 61 л.с. и рядной «четверкой» на 49 л.с. Но Иосиф Сталин настоял на четырехцилиндровом моторе, и именно он стал «сердцем» «Победы».
К 1955 году, когда началось производство полноприводного М-72, мощность двигателя выросла до 53 л.с., передававшихся на все четыре колеса через трехступенчатую «механику». Цена на момент выпуска составляла 16 тысяч рублей – неподъемная сумма для большинства граждан, поэтому основными покупателями стали государственные структуры и чиновники.
Интересно, что сама концепция М-72 — «седан плюс полный привод» — во многом предвосхитила современные кроссоверы. Сегодня те же идеи воплощаются в Lada X-Ray Cross, Renault Duster или Toyota RAV4, которые тоже объединяют удобство городской машины и возможности внедорожника. Разница лишь в том, что у М-72 это решение родилось скорее из необходимости адаптировать транспорт к российским условиям, а не из маркетинговых стратегий.
Сегодня информации о ГАЗ М-72 в открытых источниках немного, но этот автомобиль заслуживает упоминания. Он был настоящим предшественником современных кроссоверов — советская попытка объединить проходимость и комфорт задолго до мировой моды.