Россия и Индия ведут переговоры о возможных инвестициях для запуска производства истребителей пятого поколения Су-57 на заводах компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Если проект получит «зеленый свет», это может стать одним из самых амбициозных примеров военно-промышленного сотрудничества двух стран.
По данным индийского агентства ANI, Нью-Дели в настоящий момент нуждается как минимум в трех эскадрильях истребителей нового поколения. В качестве кандидатов рассматриваются российский Су-57 и американский F-35.
HAL обладает многолетним опытом лицензионной сборки российских самолетов. Завод компании в Нашике собирает для ВВС Индии истребители Су-30МКИ, и, как отмечают официальные лица, именно эта площадка может быть задействована для производства Су-57, если стороны достигнут финального соглашения. Сейчас российские структуры проводят оценку уровня инвестиций, необходимых для запуска программы.
Источник в индийском Минобороны сообщил, что ряд местных предприятий уже производит компоненты для Су-30МКИ. Эти же мощности могут быть использованы и для Су-57, что позволит снизить себестоимость при переходе к локальной сборке.
Ранее сообщалось, что Индия изучает российское предложение по развертыванию лицензионного производства Су-57. Глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев подтвердил, что такая возможность обсуждается в рамках двусторонних переговоров.
Су-57, известный в НАТО под обозначением Felon, является главным российским проектом в области стелс-авиации, разработанным для конкуренции с американскими F-22 и F-35. Самолет оснащён малозаметной конструкцией, современными бортовыми системами и способен на сверхзвуковой крейсерский полет. В России он выпускается малыми партиями, но пока не поставлялся на экспорт. Для Индии участие в выпуске Су-57 может стать серьезным шагом в развитии национальной авиакосмической отрасли. Это вписывается в политику «Make in India», направленную на расширение внутреннего производства передовых вооружений, и продолжает традицию многолетней лицензионной сборки российских самолётов.
В то же время, проект напоминает о прошлой совместной инициативе — программе FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), которая была свернута несколько лет назад из-за разногласий по стоимости и передаче технологий. Однако нынешние переговоры демонстрируют, что интерес Индии к истребителям-«невидимкам» сохраняется, особенно с учетом долгосрочных вызовов для национальной безопасности.
Индийские ВВС остро нуждаются в модернизации: часть парка устарела, а региональные соперники усиливают свои возможности. Локальное производство Су-57 могло бы обеспечить Индию технологиями следующего поколения, снизив зависимость от зарубежных поставок и укрепив оборонную самостоятельность страны.