Впервые в истории археологи смогли рассмотреть невидимые и незнакомые ранее детали татуировок, нанесенных более 2,5 тысяч лет назад на тело женщины из Пазырыкской культуры. Секреты этой древней сибирской мумии были раскрыты благодаря сочетанию высокоточного инфракрасного сканирования и 3D-фотограмметрии. Это открытие не только раскрывает новые грани одного из древнейших видов самовыражения, но и переворачивает представления о роли тату в ранних кочевых обществах Евразии.
Объектом исследования стала мумия из Алтайских гор, принадлежавшая представителю пазырыкцев — этнокультурной группы, входившей в обширный скифо-сибирский мир. Отличительными чертами этих народов был кочевой образ жизни, а также богатая культура, прекрасно сохранившаяся до наших времен.
До недавнего времени археологи могли изучать татуировки лишь по эскизам с поверхности кожи. Теперь же с помощью инфракрасной съемки им удалось визуализировать пигмент, сохранившийся глубоко под слоями мумифицированной ткани, а также воссоздать изображение с высокой точностью в цифровом виде.
«Впервые в истории мы можем различить почерк разных мастеров татуировки на одном теле. То есть мы видим не просто украшение, а настоящее ремесло и даже совместную работу нескольких человек», — говорит доктор Джино Каспари из Института геоантропологии Общества Макса Планка, возглавивший проект.
Исследование показало: при создании рисунков использовались разные инструменты, как с одним игольчатым наконечником, так и с множеством, что опровергает прежние гипотезы, согласно которым татуировки наносили исключительно через надрезы или вшивание пигмента. В частности, одна из рук украшена сложными животными орнаментами — оленями, тиграми и другими. Татуировки имеют анатомически точные пропорциями, что свидетельствует о высокой квалификации художника. Вторая рука, напротив, покрыта более примитивными линиями, предположительно нанесенными учеником или другим мастером.
Один из самых интригующих выводов касается посмертной судьбы рисунков: при вскрытии тела для погребального обряда татуировки были разрезаны, и, судя по всему, никто не пытался их сохранить. Это может означать, что изображения не имели религиозного значения или связи с загробным миром.
«Татуировки, по всей видимости, были частью прижизненной идентичности — выражением статуса, принадлежности или личных историй, но как только человек умирал, их смысл исчезал вместе с ним», — объясняет Каспари.
Анализ пигмента показал: пазырыкцы использовали углеродную основу — скорее всего, сажу. Этот подход удивительно схож с практиками современных татуировщиков по всему миру. Несмотря на тысячелетия, отделяющие нас от сибирских мастеров, инструменты, техника и, возможно, мотивы оказались неожиданно близки.
Однако исследователи подчеркивают: подобные открытия становятся возможными во многом благодаря вечной мерзлоте. Сейчас, на фоне потепления климата и таяния ледников, уникальные находки могут быть утеряны навсегда. Поэтому команда Каспари делает ставку на цифровую архивацию: каждое сохранившееся изображение оцифровывается в высоком разрешении.
«Это не просто попытка понять прошлое. Это борьба за его сохранение», — заключает он.