Уровень воды в Каспийском море опустился до минимальных значений за все время наблюдений. Данная проблема уже серьезно осложнила морскую навигацию, в особенности в северной части региона. Из-за снижения уровня моря, суда больше не могут проходить по прежним фарватерам, и это уже угрожает стабильности нефтедобычи. Россия и Казахстан объявили о принятии мер по углублению дна и фарватеров, чтобы сохранить доступ к морским платформам и портовой инфраструктуре.
Нефтяные гиганты — российская ЛУКОЙЛ и казахстанская КазМунайГаз — заявили, что намерены совместно прорыть глубоководный канал в северной части Каспия, который позволит судам двух стран добираться до действующих морских месторождений. Однако ситуация развивается настолько стремительно, что, возможно, придется углублять не только фарватеры, но и подходы к портам. Если проект не будет реализован в ближайшее время, обе страны рискуют потерять возможность не только развивать новые месторождения, но и поддерживать текущий уровень добычи нефти на уже существующих. По оценкам, весь проект должен быть завершен до конца десятилетия, иначе последствия для энергетической отрасли будут ощутимыми. Ориентировочная стоимость заявленных работ составляет 6,4 млрд долларов, однако эксперты уже предупреждают: если уровень воды будет продолжать падать такими темпами или реализация проекта затянется, смета может серьезно вырасти.
Среди основных причин падения уровня Каспия специалисты называют изменение климата: повышение среднегодовых температур усилило испарение, в то время как сток с рек, питающих море (в первую очередь Волги), сокращается. По данным климатологов, за последние 20 лет уровень Каспия снизился более чем на 1,5 метра, а процесс только ускоряется.
Тем временем, ученые из Ирана, Туркменистана и Азербайджана также выражают обеспокоенность: в прибрежных районах истощаются водные ресурсы, а экосистемы подвергаются риску деградации. Некоторые страны рассматривают возможность совместных экологических и инженерных проектов, однако пока реальные действия предпринимают в основном Россия и Казахстан.
Падение уровня Каспийского моря сказывается не только на нефтяной отрасли, но и на других секторах. Рыболовство, особенно в северной части моря, страдает из-за миграции и сокращения популяций осетровых и других видов, чувствительных к изменениям глубины и солености моря. Обмеление также нарушает традиционные маршруты судоходства, затрудняя транспортировку грузов и работу портовой инфраструктуры. Экологи предупреждают о риске разрушения уникальных прибрежных экосистем: исчезают нерестилища, гибнут водно-болотные угодья, уменьшается биоразнообразие. Все это усугубляет социально-экономические проблемы прибрежных регионов и требует комплексного подхода со стороны всех стран, омываемых Каспием.