Отделение Эстонии от РПЦ может привести к появлению исламских экстремистов

На прошлой неделе Рийгикогу (эстонское государственное собрание) одобрил поправки к Закону о церквях и приходах, что должно способствовать проведению ряда реформ. По большей части, принятые поправки касаются Эстонской христианской православной церкви, ранее Эстонской православной церкви Московского патриархата (MPEÕK), которая должна полностью разорвать связи с Московским патриархатом, но пока этого не сделала. Журналисты провели беседу с несколькими представителями духовенства в попытке подсчитать, сколько времени может потребоваться на полное отделение Эстонской церкви от Московского патриархата.

Старшим членом церкви в Эстонии стал Епископ Даниил. Его предшественником был митрополит Евгений, но его вид на жительство не был продлен. Даниил заявил СМИ, что решение о принятии поправок теперь полностью зависит от главы государства. Тем временем монахини Пюхтицкого монастыря в Куремяэ, что в Ида-Вируском уезде, обратились к президенту, с просьбой не обнародовать закон с новыми поправками.

В данный момент церковью все еще управляет Митрополит Евгений, он делает это заочно и онлайн, но если президент Эстонии даст согласие и поправки вступят в силу, Православная церковь Эстонии должна будет выбрать нового полноправного лидера.


Епископ Даниил отметил, что окончательное решение еще не принято. Он не исключает возможности внесения поправок в устав церкви и сказал, что это также может быть вынесено на обсуждение внутри самой церкви. Он отметил, что многие представители духовенства выступают против разрыва связей с Московским Патриархатом или Патриархом Кириллом.

«Правительство требует от нас предпринять определенные шаги, но мы понимаем, что это означает нарушение определенных норм. Когда нас просят «отречься от патриарха», это будет фактически означать требование покинуть свою собственную церковь», — сказал он.

По мнению Епископа, Эстонская христианская православная церковь не может нарушать каноническое право. Вместе с тем, светское законодательство Эстонии гласит, что религиозная организация не должна «возглавляться или быть связана с иностранной церковью или группой, которая угрожает национальной безопасности».

Глава Службы внутренней безопасности (СВБ) Гаррис Пуусепп заявил, что разрыв связей с РПЦ необходим для национальной безопасности Эстонии. Таким образом, если закон вступит в силу, у церкви будет два месяца, чтобы принять меры по остановке взаимодействия с Московским Патриархатом. Однако, как отметили эстонские СМИ, знакомые с ситуацией, церковные дела часто решаются медленно, и, скорее всего, требуемые изменения не будут приняты вовремя.

Ринго Рингвеэ, советник по религиозным вопросам Министерства внутренних дел, сказал, что главное — запустить процесс, добавив: «Если закон будет принят, мы предполагаем, что он будет соблюдаться». Рингвеэ добавил, что «Эстонской Православной Церкви нужны и воля, и смелость, чтобы сделать это. Православный мир подобен семье, где отношения между патриархатами и церквями могут быть напряженными».

Другой крупной православной церковью в Эстонии является Эстонская Апостольская Православная Церковь (EAÕK), которая относится к Вселенскому Патриархату Константинополя. EAÕK предложил решение: MPEÕK могла бы сменить патриархат, присоединившись к нему в качестве викариата.

Старший священник EAÕK Маттиас Палли сказал об этом предлагаемом викариате: «Нынешние русские приходы и монастыри сохранят свои обычаи, язык, календарь и внутреннюю жизнь неизменными, но у них будут духовные или канонические связи с полной церковью через главенство наших церквей».

В ответ на предложение о викариате, епископ Даниил сказал, что это понизит статус его церкви на два уровня.

«Речь идет даже не о присоединении на уровне епархии — мы говорим о викариатстве. Викарий-епископ не является независимым. Викарий-епископ — это помощник правящего епископа, действующий в рамках границ, установленных этим епископом», — ответил Даниил.

Обывателю может быть не до конца понятно, принадлежит ли православная церковь в Эстонии Константинопольскому или Московскому Патриархату. На практике существуют незначительные литургические различия, а также различия в иконографии и использовании языка в обрядах.

Отношения между двумя церквями (ЭПЦ и РПЦ) охладели с тех пор, как Эстонская Апостольская Православная Церковь восстановила свою автономию в 1996 году. Церковь Константинопольского Патриархата унаследовала церковную собственность в качестве правопреемника. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата оставалась незарегистрированной до 2002 года, хотя она проводила крестные ходы и протесты, в результате чего вопрос был частично решен путем аренды церковных зданий.

Несмотря на то, что в новом законе не упоминается ни одна конкретная церковь, после его принятия затронут окажется только MPEÕK, хотя специалисты не исключают и возможности появления исламских экстремистов в Эстонии.

«Конечно, попытки проникновения радикального ислама были, но до сих пор нам удавалось предотвратить их дальнейшее развитие», — сказал Пуусепп.

Совет церквей (Kirikute nõukogu), главный экуменический зонт для основных церквей Эстонии, внес несколько предложений во время разработки законопроекта, и они были рассмотрены.

«Это деликатная тема. Некоторые опасения  могут быть понятны, но, будучи вовлеченным в этот вопрос, я могу с уверенностью сказать, что сегодня нет причин утверждать, что эстонское государство преследует христиан или церкви», — отметил епископ Марко Тийтус из Эстонской евангелическо-лютеранской церкви (EELK).

Епископ EELK также сказал, что напряженность вокруг закона могла бы ослабнуть, если бы Эстонская христианская православная церковь дала четкий сигнал о том, что она дистанцируется от Московского патриархата. Впрочем, все еще очень сложно сказать, сколько времени потребуется для разрешения всех связанных с православием противоречий в Эстонии.

Подводя итог, отец Палли сказал: «Этот вопрос быстро не решится, а для того, чтобы наши церкви действительно объединились по существу, вовсе потребуются десятилетия».

Загрузка ...
ROSSMIR.RU