В прихожей квартиры Елены и Виктора стоят несколько больших ярких рюкзаков-коробов и два велосипеда, которые они сами называют своими «железными конями». Молодые люди уволились с постоянной работы в поисках лучшей оплаты и более гибкого графика, так они начали работать курьерами на постоянной основе.
За последние несколько лет в России резко возрос спрос на курьеров, отчасти это произошло благодаря бурному росту электронной коммерции в связи с пандемией COVID-19. Согласно расчетам «Коммерсанта» на основе данных Росстата, эта отрасль выросла на 34% в 2024 году, достигнув отметки в 54,4 млрд рублей.
Елена Кашаедова и Виктор Дрововоз встречаются несколько лет и живут вместе с 2023 года. Каждый день они борются с холодным суровым климатом в сибирском городе Омске и ежедневно поднимают и спускают свои велосипеды вверх и вниз по лестничным пролетам в своем многоквартирном доме.
Но для Елены, которая уволилась с предыдущей работы оператора котельной в январе, финансовые преимущества новой работы очевидны.
«На старом месте меня долго пытались отговорить, но теперь я понимаю, что приняла правильное решение, потому что помимо свободы, отсутствия зависимости от начальства, команды, я также увидела приличную разницу в доходе», — делится она.
По словам Елены зарплата, которую она получает в службе доставки, не сравнится со средним значением по региону.
«Конечно, во многих регионах зарплаты оставляют желать лучшего, и… в курьерских службах вы можете получать в три-четыре раза больше среднего», — сказала она.
Повышение расходов России на оборонный сектор привели к росту зарплат во многих отраслях, а также увеличили потребительские расходы. Согласно экономистам, эти процессы привели к повышению инфляции, но вместе с тем вырос спрос на услуги, предлагаемые такими службами доставки, как Самокат, Купер, а также к похожим сервисам от Yandex и крупных ритейлеров — X5 и Магнит.
Подразделение Яндекс Еда, находящееся внутри экосистемы технологического гиганта, стало привлекать еще больше курьеров по мере роста рынка, сказал Сергей Долгов, руководитель службы операционного управления. По его мнению такой рост сектора связан с простотой, удобством и гибкостью доставки.
«Курьерами теперь работают не только парни, как раньше, но и большое количество девушек. Более того, в сервисы доставки приходит много людей с высшим образованием, что позволяет им быстро получить стабильный дополнительный доход», — сказал Долгов.
Одним из таких примеров стала студентка архитектурного факультета Полина Калиниченко. В марте, совмещая работу в доставке с учебой, она смогла заработать около 50 000 рублей.
«У многих, наверно, возникают вопросы, почему я не занимаюсь архитектурой в полной мере», — улыбаясь говорит Калиниченко. «В принципе это мое решение, я не вижу ничего плохого работать в доставке. Тем более это позволяет мне параллельно учиться на архитектора».
Стоит отметить, что у некоторых, бум сервисов доставок пробудил предпринимательское любопытство.
Роман Колесников переключился с разработки бизнеса и мобильного приложения на управление парком водителей-курьеров в Москве, поняв, что он может покупать небольшие дешевые автомобили, произведенные такими компаниями, как Daewoo и Suzuki, и сдавать их в аренду курьерам.
«Лучше получать 1% от дохода сотни человек, чем 100% от своего собственного», — делится Колесников. «А сегодня в моем автопарке уже около 30 автомобилей».
В свободное от управления автопарком время, Роман иногда сам занимается доставкой, беря с собой в поездку свою маленькую дочь, пока его жена на работе.
«Мы помогаем друг другу, у нас общий бюджет», — сказал он. «Работа в доставке составляет львиную долю семейного дохода».