Летнее судоходное окно на российском Северном морском пути стремительно закрывается. Это связано с погодными условиями, которые начали ухудшаться вопреки метеорологическим прогнозам. В сложившейся ситуации несколько судов и конвоев вынуждены работать, опережая графики на несколько недель, чтобы завершить все запланированные транзиты пока это ещё возможно.
Каждый год арктические морские пути полностью очищаются от льда, однако за первое полугодие 2024 года в восточной части маршрутов скопились значительные объёмы зимних осадков, что привело к раннему началу образования льда, в особенности, в море Лаптевых, а также в Восточно-Сибирском и Чукотском морях.
Администрация Северного морского пути России объявила, что суда без ледового класса должны будут освободить водный путь к 15 октября, примерно на 2-3 недели раньше запланированного срока. Для судов с лёгким и средним ледовым классом навигационный сезон закончится 20 и 31 октября соответственно. По постановлению администрации, последняя дата начала движения конвоев на восток запланирована на 10 октября, что оставляет мореплавателям всего одну неделю для осуществления транзитов по Арктике.
Решение о раннем закрытии морского пути было принято в связи с крупным инцидентом, произошедшим три года назад. В октябре 2021 года российские власти отреагировали слишком поздно, чтобы провести закрытие Северного морского пути, что привело к тому, что дрейфующий в главном судоходном канале морской лёд заблокировал два десятка судов более чем на месяц. Уже к концу октября 2021 над поверхностью Северного Ледовитого океана образовался слой льда толщиной в 30 сантиметров и общей протяжённостью в сотни километров.
Несколько ледоколов, включая мощное атомное судно «Ямал», поспешили на место происшествия из Мурманска, находящегося на удалении более 3000 морских миль, чтобы помочь освободить застрявшие суда. В течение 6 недель несколько ледоколов приложили все усилия, чтобы освободить суда и сопроводить их в безопасное место из восточной части Северного морского пути. Ситуация полностью разрешилась только в конце декабря, когда были освобождены последние застрявшие в ледяной ловушке суда.
В настоящее время по этому маршруту проходит ряд контейнеровозов, нефтяных танкеров, балкеров и танкеров для перевозки СПГ. Так, на Дальнем Востоке через пути вблизи Берингова пролива проходят два газовоза и два нефтяных танкера, включая танкер Suezmax Sai Baba. Они стараются прокладывать свой маршрут как можно дальше от многолетнего льда вокруг острова Врангеля, который препятствовал судоходству всё лето. Помимо крупных танкеров по этим маршрутам также впервые в истории проходит контейнеровоз Panamax (судна такого класса построены для прохождения по Панамскому каналу). Он уже преодолел половину пути по своему маршруту. Первоначально судно также намеревалось совершить обратный рейс через Арктику, но теперь, вероятно, ему придется вернуться в Азию через Суэцкий канал или пройти по маршруту в Южной Африке.
Последний корабль, совершающий транзит по этому морскому пути — огромный балкер класса Capesize, Dodo, также спешит завершить свой рейс в Китай.