В ходе разведки Северного моря для строительства первой плавучей ветряной электростанции были обнаружены обломки российского торгового судна времён Первой мировой войны, что помогло исследователям раскрыть 107-летнюю историческую тайну.
Неподалёку от северо-восточного побережья Шотландии расположился комплекс плавучих ветряных электростанций MarramWind, разрабатываемый совместными усилиями ScottishPower и Shell. Для повышения продуктивности расширения комплекса, который в данный момент способен генерировать около 3 ГВт электроэнергии, было задействовано исследовательское судно Fugro Galaxy, которое должно собирать информацию о морском дне с помощью гидролокационного сканирования. В ходе очередного заплыва, исследователи получили уникальные данные, которые позволили им определить точное местоположение обломков российского товарного парохода “Тобол”, который использовался в Российской Империи для перевозки угля.
Однопалубный корабль с его характерным стальным корпусом башенного типа изначально не являлся российским. Он был построен в Сандерленде на рубеже 20-го века и эксплуатировался британской пароходной компанией, тогда он ещё носил название “Cheltenham”, а в 1904 году он был захвачен русскими военным флотом. Уже год спустя он был передан Российскому императорскому флоту и переименован в Тобол, в честь реки на Урале.
У этого судна своя недолгая, но бурная история ведь с момента своей передачи императорскому флоту в 1905 г. он был включен во вновь сформированный отдельный отряд судов для охраны вод Уссурийского края. Затем, в 1906 г. использовался для размещения воздухоплавательного парка, а после был частью Партии траления Владивостокского порта, на службе у которой он находился долгих 10 лет. В апреле 1916 г. Тобол был куплен Добровольным флотом за колоссальную по тем временам сумму в 426 336 руб. С этого момента судно начало использоваться для усиления средств по транспортировке военных грузов. Впоследствии Тобол обеспечивал экспортные перевозки между портами союзников и Русского Севера. Судьба корабля обрывается 11 сентября 1917 года, когда его торпедировала германская подводная лодка U-52, в тот день пароход совершал рейс из Блита (город на севере Англии) в Архангельск.
Предположительно, на момент своего затопления, на борту судна находилось свыше 5000 тонн угля, однако, исследователям не удалось выяснить судьбу экипажа, ведь записи о нём не уцелели, в отличие от информации о грузах.
После совершения этой находки, исследователи установили вокруг места кораблекрушения зону отчуждения в 250 метров. По сообщённым данным, обнаруженный каркас судна имеет длину в 100 метров, около 22 м в ширину и около 10 м в высоту. То есть, по всей видимости, сам корабль находится в хорошем состоянии.
Как заявил Колин Андерсон, менеджер по развитию MarramWind, это действительно необычная находка, единственная за более чем 12000 километров исследованного морского дна.
«Честно говоря, мы всегда готовы к тому, что рано или поздно мы можем наткнуться на затонувшие суда при выполнении таких работ, но, как правило, это небольшие корабли, о которых уже известно властям. Что же касается Тобола, то о нём было известно только то, что его торпедировали во время Первой мировой войны, а его примерное местонахождение было слишком неясно. Поэтому обнаружить его спустя более века и раскрыть наконец его историю — это действительно что-то особенное».
Исследователи надеются узнать больше о самом экипаже Тобола, но судя по полученной из открытых источников информации, ясно только одно — выжившие после кораблекрушения всё же были, однако точно проверить эти данные почти невозможно.
В команде MarramWind также отметили, что подобное археологическое открытие оказалось очень полезным ещё и с точки зрения репутации проекта, поскольку оно поможет в будущем привлечь дополнительных инвесторов, а сам проект несомненно уже вошёл в историю, и теперь не только в качестве инновационного энергоресурса, обеспечивающего электроэнергией свыше 3,5 миллиона домов.
Тоби Гейн, руководитель отдела морского и прибрежного культурного наследия и археологии WSP, сказал:
«Это открытие внесло хоть и небольшой, но всё же важный вклад в исследование коллективной национальной истории и позволило разрешить ещё одну головоломку нашего морского наследия. Эта находка внесла свою ощутимую лепту в историю международной торговли начала XX века. Невероятно, что, почти век спустя, мы наконец знаем, где затонул торговый пароход Тобол, и всё это благодаря MarramWind».
ScottishPower подтвердила, что соответствующие органы, такие как Гидрографическое управление Великобритании и Историческое общество Шотландии, были уведомлены о находке затонувшего судна. На официальном уровне уже ведутся обсуждения по созданию долгосрочной археологической зоны отчуждения, чтобы гарантировать защиту и сохранение затонувшего судна SS Tobol.