Россия оставляет след в африканском здравоохранении

Растущее сотрудничество в сфере здравоохранения с Угандой указывает на то, что Африка играет немалую роль во внешнеполитическом курсе России, а также подчёркивает мотивы Уганды в меняющемся мире.

За прошедшие годы роль России в Африке только росла. Деятельность РФ включала растущее взаимодействие с африканскими странами, а также расширение дипломатического влияния. Этот взятый Россией курс ярко контрастирует с охладевшими отношениями с западными государствами, а африканские страны, в свою очередь, продемонстрировали ответную симпатию.

Воздействие России на Африку включает в себя, помимо прочего, активное сотрудничество в сфере здравоохранения, в частности между Угандой и Россией. Несмотря на сосредоточенное решение ряда проблем с биологической безопасностью в регионе, которые были выявлены в ходе пандемии COVID-19, наблюдаются также активное развитие экономических отношений между двумя странами.


В целом, деятельность России в Африке охватывает политические, экономические, культурные и социальные секторы. Что же касается Уганды, которая традиционно рассматривается в международных отношениях как сильный союзник Запада в Африке, то в последнее время стало особенно заметно, что российская дипломатия активно разворачивает инициативы в области здравоохранения (как раз той сферы, где исторически «доминировали» западные страны).

В ходе деятельности России в Уганде, оба государства создали совместную комиссию, целью которой стала регуляция двусторонних отношений. Область действия компетенции комиссии включает в себя сразу несколько политических и программных областей, таких как, например, сельское хозяйство, образование, энергетику (нефтяную, газовую и атомную), информационные технологии, военное и техническое сотрудничество — с акцентом на подготовку кадров. На экономическом фронте было подписано соглашение о защите и поощрении инвестиций, которое призвано стимулировать приток российского капитала в Уганду. Сотрудничество в секторе здравоохранения включает широкую поддержку медицинских работников и развитие потенциала Уганды в области биобезопасности, реагирования на пандемию и надзора за вирусными заболеваниями.

медицина
Фото: Hush Naidoo Jade Photography/unsplash.com

Самым ярким свидетельством заинтересованности России в сотрудничестве с Африкой стал недавний саммит по вопросам здравоохранения. Он прошёл в Уганде, и стал олицетворением растущих усилий Кремля по обеспечению готовности Уганды (как и Африки в целом) к пандемии. Россия предоставила высокотехнологичные мобильные лаборатории для поддержки надзора за болезнями и исследования вспышек вирусных очагов в Уганде. Предоставленные Россией мобильные лаборатории могут проводить исследования прямо на месте, что минимизирует время диагностики. Вдобавок, обе страны подписали дорожную карту сотрудничества с конкретными сроками по достижению целей биобезопасности и биозащиты, подчеркивая при этом биологический суверенитет.

Что же известно о мотивах России в таком резком смене внешней политики? В прошлом Россия проявляла мало интереса к угандийскому или африканскому здравоохранению, за исключением предоставления стипендий для обучения в университетах посредством образовательных и культурных обменов. Соединённые Штаты Америки же, напротив, нередко выступали с инициативами в области здравоохранения, включая Чрезвычайный план президента США по борьбе со СПИДом (PEPFAR) и Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (или же просто Глобальный фонд). Недавно возросший интерес Москвы к региону даёт основания полагать, что Кремль теперь считает такое сотрудничество важным по нескольким причинам.

Во-первых, на фоне ухудшения отношений с западными странами, Россия стремится улучшить и легитимизировать свое геополитическое положение в Африке. С этой целью было проведено два саммита Россия-Африка, первый из которых прошел в Сочи в 2019 году под девизом «за мир, безопасность и развитие». Второй саммит Россия-Африка состоялся в 2023 году в Санкт-Петербурге и закрепил взятый Россией курс на утверждение своих позиций в Африке.

договор
Фото: Cytonn Photography/unsplash.com

Во-вторых, целью таких усилий России может быть создание многополярного мирового порядка, который должен будет положить конец гегемонии западных стран. Более того, страна активно стремится обойти западные санкции, параллельно расширяя политические, военные и экономические отношения с другими странами. В то же время, на Западе считают, что прилагая усилия, направленные на социальный сектор, Кремль получает возможность  противостоять обвинениям Запада о попытке вызвать политическую нестабильность на континенте для эксплуатации африканских ресурсов.

Кроме того, Россия рассматривает свой возобновившийся интерес к Африке через призму продолжения исторических связей, заложенных ещё в совесткую эпоху, когда СССР помогал африканским странам вести борьбу за независимость. Подтверждает такую теорию речь Путина во время второго саммита Россия-Африка в 2023, когда он заявил, что сохраняющееся колониальное наследие в Африке только способствует политической нестабильности и экономической стагнации. Российские официальные лица также разделили настроения президента Уганды Йовери Мусевени против неоколониальных тенденций западных держав.

Дипломатический курс России на поддержку здравоохранения позволяет ей выразить свою приверженность странам Африки, поддержать усилия континента по осуществлению права на самоопределение и укрепление национального суверенитета, заодно усиливая своё присутствие и влияние. Пандемия COVID-19 продемонстрировала миру несовершенство глобальной системы здравоохранения, сформировала своего рода «вакционный национализм», который усилил сотрудничество между одними странами, и увеличил разрыв в дипломатических отношениях между другими.

игры, шахматы, политика
Hassan Pasha/unsplash.com

COVID-19 открыл новые каналы для российской дипломатии в области здравоохранения, повысив важность этой сферы в обществе, а также позволил Кремлю вести нарратив вокруг  биобезопасности и надзора за эпидемиями, укрепив его позиции в мировой политике. В этом контексте инвестиции России в лабораторную инфраструктуру и возможности Уганды можно рассматривать как нечто большее, чем альтруистический акт по улучшению системы здравоохранения.

Аналогичным образом, меморандумы о взаимопонимании и соглашения о сотрудничестве между Россией и Угандой направлены на стимулирование сельскохозяйственного производства последней. Эти договорённости пока ограничиваются сотрудничеством на уровне взаимодействия исследователей в области почвоведения, но со временем эта инициатива поможет России нарастить влияние в Африке.

Складывавшееся десятилетиями западное «доминирование» в африканском здравоохранении – это то, что Россия пытается изменить, ведя кампанию по сотрудничеству с Угандой. Сама Уганда важна потому, что она на протяжении многих лет и государственных режимов, была «моделью африканского развития», что отражено в глобальных траекториях развития на континенте. Сначала, система образования страны продемонстрировала образцовые региональные показатели с момента обретения независимости, в связи с чем многие африканские страны стали обращаться к Уганде за помощью, а затем, Уганда приняла программы структурной перестройки, использовавшиеся Всемирным банком и Международным валютным фондом в конце 1980-х и 1990-х годах, что только усилило восприятие Западом Уганды как образца развивающегося африканского государства. Другая причина, по которой Уганда является стратегической целью для России, заключается в том, что она играет важную роль в Движении неприсоединения (ДН). Возобновившееся геополитическое напряжение между Соединенными Штатами с одной стороны и Китаем и Россией с другой, вновь вдохнуло жизнь в ДН, поскольку эти две соперничающие силы уже давно борются за своё влияние среди членов ДН. В январе 2024 года Уганда взяла на себя руководство ДН на два года.

Наконец, президент Мусевени – видный африканский государственный деятель, который является ярым сторонником региональной интеграции и сотрудничества. Сам он, что характерно, довольно часто называет себя панафриканистом. Для России расположение такого значимого лица в Африке обеспечивает точку входа в другие африканские страны. Выгодно в таком контексте смотрятся российские инвестиции в здравоохранение в Уганде, поскольку они напрямую соответствуют амбициям Мусевени по продвижению развития и интеграции Африки.

Касательно мотивов самой Уганды в таком сотрудничестве, стоит упомянуть, что в отличие от Венесуэлы и других стран, Уганда никогда не состояла в идеологической близости с Россией. В новой геополитической схватке за Африку принятие Россией антиколониальной риторики может показаться поверхностным и оппортунистическим шагом. В этом контексте важно понимать, чего Уганда хочет от сотрудничества в области здравоохранения с Россией.

Помимо того, что Уганда является моделью экономического развития, она также успела продемонстрировать успехи в борьбе с такими заболеваниями как ВИЧ и СПИД. Многие глобальные стратегии и политика в области ВИЧ/СПИДа берут своё начало в исследованиях и уроках, извлечённых в Уганде. В результате страна заняла лидирующее место в мировой дипломатии здравоохранения.

Более того, Уганда получила мировое признание за свою прогрессивную политику в области предоставления медицинской и гуманитарной поддержки беженцам, а правительство Уганды внесло вклад в миротворческие миссии в регионе, проходящие в рамках глобальной войны против террористических угроз. Эти и другие достижения дали Уганде огромное для Африки политическое положение, открывшее для неё новые возможности в международных делах, включая сотрудничество с новыми партнёрами, такими как Россия.

Помимо борьбы с ВИЧ и СПИДом, Уганда также имеет выдающуюся репутацию в борьбе с другими африканскими эпидемиями. Так, поддержка Кампалы во время кризиса Эболы в Западной Африке в 2014 году является важным примером внутреннего сотрудничества в регионе, в котором наблюдаются частые вспышки эпидемий. Благодаря своему непростому положению, Уганда смогла установить порядок, который поспособствовал отражению угрозы холеры, крымско-конголезской геморрагической лихорадки, Эболы, Марбурга, кори и желтой лихорадки. Эффективный ответ страны на COVID-19 также контрастирует с трудностями, которые испытывали многие страны с более высоким уровнем дохода во время пандемии. В итоге, взаимодействие с Россией и использование её медицинской поддержки благоприятно влияет на положение Уганды на дипломатической сцене здравоохранения во всей Африке.

Интерес Уганды к новым дипломатическим партнёрам совпал с усилением критики западными странами режима Мусевени из-за предполагаемого ухудшения защиты прав человека. Уганду восхваляли как зарождающуюся демократию, а Мусевени хвалили как часть «нового поколения африканских лидеров», поскольку страна освободилась от оков автократических режимов, охвативших континент в 1970-х и 1980-х годах. Однако со временем западные страны всё чаще стали называть правительство Мусевени, правившее Угандой с 1986 года, недемократическим, выражая обеспокоенность по поводу подавления политического инакомыслия. Одной из предпосылок к такой смене позиции Запада в отношении режима Мусевени стало принятие в Уганде Закона о борьбе с гомосексуализмом в 2023 году.

То есть, Уганда также оказалась в условиях усиливающегося западного давления, что помогло ей установить прочное сотрудничество с Россией, ищущей альтернативных союзников. Взаимодействие с Россией в области здравоохранения даёт Уганде возможность ослабить гегемонию западных государств. Сам Мусевени определил необходимость снижения политической и экономической зависимости от Запада. Как отмечалось ранее, международные меры реагирования на COVID-19, особенно в отношении обмена вакцинами, подчеркнули тот факт, что африканское общественное здравоохранение уязвимо для собственных интересов западных стран. С другой стороны, сотрудничество с Россией даёт Уганде новые рычаги для ведения переговоров в отношениях с западными правительствами.

Эти рычаги воздействия включают в себя указание на тот факт, что что российская помощь в области здравоохранения, в отличие от западной модели, сопровождается меньшим количеством условий. Вместе с этим, в африканском обществе растёт убеждённость в том, что западная медицинская помощь – это одна из форм неоколониализма. Россия же всегда подчёркивает свою политику невмешательства в национальную политику африканских стран, в связи с чем Мусевени, в ходе переговоров, не стеснялся подчёркивать, что такая политика России является движущим фактором в его сотрудничестве с Москвой.

Наконец, Уганда получила выгоду от поддержки России на других дипломатических форумах. Например, во время двухлетнего председательства Уганды в Совете Безопасности ООН Россия поддержала все предложения, предложенные Угандой, на что Уганда не раз отвечала взаимностью.

Долгое время доминировавшие в дипломатии здравоохранения, западные страны понимают, что их огромные инвестиции в здравоохранение в Уганде и Африке не оказывают значимого влияния в складывающейся в настоящее время геополитической картине мира. Они изо всех сил пытаются перезагрузить свои отношения с африканскими странами, чтобы противостоять возрождению про-российских настроений на континенте. Однако, новые реалии, которых так опасается Запад, не высечены в камне. Российская помощь в сфере здравоохранения может не оказать должного эффекта на развитие этого сектора в Уганде.  Интересы Уганды и России в сфере здравоохранения и ряде других вопросов могут не совпадать. Западные страны могут восстановить свои позиции в Африке и более эффективно конкурировать с Россией на всём континенте. При этом становится очевидно, что установление сотрудничества между Угандой и Россией в сфере здравоохранения не осталось незамеченным на Западе и крупные державы начали прилагать все свои усилия, чтобы не остаться в стороне.

Загрузка ...
ROSSMIR.RU