Российская культура развернулась на Восток

Россия продолжает укреплять с Азией, Африкой и Ближним Востоком не только экономические, но и культурные связи. После разрыва отношений с Западом новыми партнерами Москвы становятся Иран, Северная Корея, Китай, Южная Африка, Венесуэла.

Изменение политического курса сильно повлияло на культурную обстановку в России. Европейские культурные центры, в частности, Институт Гёте и Центр франко-российских исследований (CEFR) объявили о приостановке своей работы в стране. На этом фоне все больше крепнут связи государства с новыми партнерами. Так, в рамках Петербургского международного экономического форума было объявлено о проведении более 230 совместных мероприятий в рамках «Перекрестных годов России и Китая».

Культурный обмен с КНР начал активно развиваться еще до того, как 2024-й был объявлен Годом культуры Китая и России. Шесть лет назад артисты из Национального центра исполнительских искусств Китая выступили с оперой по повести «А зори здесь тихие» на Новой сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Либретто составил Ван Фанг, а музыку к нему написал китайский композитор Тан Цзяньпин.


Российские театры активно привлекают к работе исполнителей из КНР, а также добавляют в постановки восточный колорит. Худрук Московского драматического театра Константин Богомолов и режиссер Андрей Прикотенко представили постановку на пьесу «Турандот» итальянского драматурга Карло Гоцци, перенеся действие в футуристический Китай. Московский Большой театр осенью 2023 года на Камерной сцене представил оперу «Сын мандарина. Соловей», в одном из эпизодов которой русские скоморохи выступают перед китайским императором. А Петербургский театр ЛДМ перенес место действия в романе «Алмазная колесница» из Японии в Китай.

Также российские труппы активно гастролируют по Азии. В Пекине будут представлены спектакли московского театра имени Вахтангова «Евгений Онегин» и «Война и мир». Помимо этого, запланирована выставка работ Третьяковской галереи под названием «Здравствуй, Россия!».

Взаимодействие выстраивается не только между театрами и музеями. Минкульт начал продвигать в Азии российское кино. Однако большого успеха у нового зрителя продукция пока не имеет. С 2015 по 2022 год было снято семь крупных совместных проектов, включая исторический художественный фильм «Балет в огне войны», документальный сериал «Россия и Китай: Сердце Евразии», документальный сериал «Это Китай!», романтический фильм «Как я стал русским», а также приключенческий фильм «Вий 2: Путешествие в Китай». На сегодняшний день Китай не входит даже в десятку крупнейших импортеров российского кино. Это объясняется усилиями китайского правительства по сохранению отечественной киноиндустрии.

15 марта в Пекине состоялась премьера фильма «Вызов», частично снятого на борту Международной космической станции. Лента вышла в прокат в 8 тысячах китайских кинотеатров. Однако за первые выходные собрала только 310 тысяч долларов.

Не снискал успеха и китайский кинематограф в России. В начале года незамеченным прошел фильм «Миссия в Москву» о группе китайских агентов, которые по сюжету ловили банду грабителей международных поездов.

Западные эксперты полагают, что в отношениях Китая и России есть явный перекос в пользу первого. Причем не только в сфере экономики, но и образования и культуры.

Профессор политологии и международных отношений в британском университете Эксетера Мария Папагеоргиу отметила, что развитие культурных и образовательных связей с Россией отвечает двум ключевым интересам Китая: способствует созданию положительного образа Китая среди простых россиян и напоминает об общей борьбе против Запада; а также помогает Китаю демонстрировать статус великой державы. По оценке эксперта, в условиях конкуренции с США стране необходимы сильные союзники. Пекин демонстрирует себя мощным партнером, не вмешивающимся во внутренние дела других государств.

Россия также постепенно развивает культурные связи со странами Ближнего Востока и Африки. Так, Третьяковская галерея подписала соглашение с Оманом и готова сотрудничества с Катаром и Саудовской Аравией.

Между тем «Роскино» организует профессиональные онлайн-смотры на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. В рамках новой государственной программы по продвижению российских регионов компания продемонстрировала локации в Великом Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге кинематографистам из 13 стран, включая Иран, Индию, ЮАР и Мозамбик. Фестиваль российского кино впервые примут Мозамбик, Южная Африка, Иран, Таджикистан, Южная Корея и Лаос.

Ряд традиционных культурных мероприятий в России полностью изменил свое содержание. Так, Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» выбрал темой 2023 года «Взгляд на Восток» и сосредоточился на спектаклях из Индии и Ирана. А в театре кукол имени Образцова прошел первый международный фестиваль «Истоки» со спектаклями из Беларуси, Ливана, Монголии, Ирана и Турции.

Россия также укрепляет культурные связи с Африкой. Летом 2023-го в Санкт-Петербурге прошел второй саммит Россия-Африка и музыкальный фестиваль «Ритмы Африки», на киностудии «Ленфильм» прошли «Дни африканского кино». В Эрмитаже открылась выставка африканской ритуальной скульптуры, а в Центральном выставочном зале «Манеж» — выставка современного африканского искусства «Перевернутое сафари».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в прошлом году представил манифест «Африка как новая реальность». В тексте он говорил об африканских корнях писателя Александра Пушкина и вспоминал об ученом-генетике Николае Вавилове, собиравшем биологические образцы в Эфиопии. Пиотровский отмечал, что Африка привлекает к себе все больше внимания не только благодаря ресурсам, но и социальному потенциалу.

Углубляются образовательные связи России с новыми партнерами. Третьяковская галерея планирует запустить совместные образовательные программы с Пекинским университетом и Академией художеств в текущем году. А в 2023-м преподаватели Российского института театрального искусства ГИТИС посетили Алжир, Египет, Сенегал, Тунис, Китай, Индию, Японию, ОАЭ и Бахрейн. На форуме «Россия-Африка» ректор ГИТИСа Григорий Заславский объявил о проведении двухнедельных курсов для преподавателей вуза в африканских странах и призвал выпускников ставить спектакли в африканских театрах. Руководитель говорил также о необходимости возродить студенческие обмены и расширить культурное влияние в целом.

В то же время российский МИД дал понять, что запрещенные в стране исполнители столкнуться с трудностями при попытке гастролировать в странах-партнерах. В начале года власти ОАЭ наложили штрафы на многих российских артистов и запретили некоторым из них выступать. Такая же обстановка складывается в Таиланде, Индонезии и некоторых странах Латинской Америки.

В самой России пока с юмором относятся к новой культурной повестке. Так, шоумены Comedy Club выступили с музыкальным номером следующего содержания: «Этот мир огромный и чудесный, пред тобою все открыты двери. Можешь, например поехать в отпуск на курорты Северной Кореи, на дни высокой моды в Пакистане, на фестиваль арт-хауса в Кабуле. В общем, полетишь куда захочешь, только с пересадкою в Стамбуле».

По мнению аналитиков, расширение культурных связей России со странами «глобального Юга» одновременно демонстрирует сужение географической открытости страны. Западные специалисты по вопросам международных отношений отмечают, что России удается эксплуатировать нарратив, завязанный на «освобождении от западного колониализма». Данная мотивация одинаково привлекательна как для самой Москвы и ее друзей, так и для левых активистов в Европе, а многие страны Глобального Юга изначально были положительно предрасположены к России, поскольку помнят о сотрудничестве с СССР.

Загрузка ...
ROSSMIR.RU