Китайские автомобили будут и далее прекрасно себя чувствовать на российском рынке. Согласно статистике, в 2023 году китайские компании продали в России в общей сложности около 950 тысяч автомобилей различных марок, что составит около одной пятой автомобильного экспорта Китая в 2023 году. Машины китайского производства стали альтернативой прежним европейским и американским брендам, передает Sohu.
Выдающиеся показатели китайских автомобилей на российском рынке обусловлены главным образом двумя причинами. Прежде всего, из-за конфликта на Украине страны Запада ввели санкции в отношении России, большое количество западных автомобильных компаний начало активно покидать российский рынок. Китайские автомобили быстро заполнили огромную нишу, образовавшуюся после ухода европейских, американских, японских и корейских автомобильных компаний из России.
Хотя автомобили европейских и американских марок сейчас можно приобрести на российском рынке, обслуживать их в случае поломки стало проблематично. Нередко приходится ждать несколько месяцев, а то и больше года, а некоторых марок запчастей может вовсе не быть в наличии. Китайские автомобили не подпадают под эти условия, хотя послепродажное обслуживание тоже требует времени, но оперативность реагирования явно намного быстрее, чем у европейских и американских компаний.
Во-вторых, китайские автомобильные компании действительно добились большого прогресса в технологиях за последние годы. Согласно статистике Главного таможенного управления, в 2023 году Китай экспортировал в общей сложности 5,2 миллиона автомобилей, превзойдя показатель Японии в 4,3 миллиона автомобилей и заняв первое место в мире. Выдающиеся экспортные показатели тесно связаны с модернизацией промышленных технологий, особенно в области транспортных средств на новых источниках энергии. При поддержке ряда компаний, таких как CATL и Huawei, китайские автомобили могут сочетать хорошее качество и низкую цену, а значит быть конкурентоспособными по сравнению с западными компаниями. Эти два фактора свидетельствуют о том, что в сегодняшних условиях западные, японские и корейские автопроизводители могут едва ли не навсегда потерять привлекательный кусок пирога в виде российского рынка.
По поводу прогресса китайских автомобильных компаний у американского миллиардера Илона Маска есть интересный комментарий. По имеющимся данным, на собрании по финансовому отчету Tesla 24 января Маск публично заявил:
«По нашим наблюдениям, китайские автомобильные компании являются наиболее конкурентоспособными автомобильными компаниями в мире».
Следует сказать, что уважение со стороны оппонентов – это высший комплимент китайским автокомпаниям.
В 2023 году китайские автомобильные компании процветали в России, но в 2024 году ситуация сильно изменилась. Это связано с тем, что Россия не хочет, чтобы ее автомобильная промышленность была побеждена китайскими компаниями. Поэтому, начиная с 2024 года, Россия будет постепенно повышать налог на импорт автомобилей и формировать более строгие стандарты оценки товара. Только те, кто соответствует стандартам, смогут выйти на российский рынок. И, судя по статистическим данным, из-за прихода на российский рынок большого количества китайских компаний конкуренция стала крайне жесткой. Несколько крупных китайских автопроизводителей, которые сейчас поставляют машины в Россию, начали снижать цены. По данным ряда источников, на складах находятся еще 175 тысяч автомобилей, которые до сих пор не проданы. Это свидетельствует о пресыщении рынка. В будущем китайские автомобильные компании скорее всего перестанут экспортировать готовые машины, вместо этого начав открывать заводы в России.