В последнее время в СМИ по всему миру все чаще появляется имя «Адмирал Кузнецов». Судьба корабля оказалась печальной: после череды аварий и многолетнего ремонта его, похоже, ждет списание. Однако, теперь Москва делает ставку на совсем другое оружие — подводные лодки.
«Адмирал Кузнецов», построенный в СССР и стоящий на вооружении почти 40 лет, давно считался проблемным кораблем. Его биография — это череда отмененных походов, долгих простоев и трагических инцидентов. В 2016 году во время сирийской кампании авианосец потерял два самолета. Затем — крупный пожар, арест директора завода за хищения и новая вспышка огня в 2022 году. Теперь все чаще говорят, что «Кузнецова» проще пустить на металл, чем достраивать. Тем не менее, как отмечают сами военные, авианосцы сегодня уже не так актуальны.
«Это символ ушедшей эпохи — огромная и уязвимая цель, которую современные ракеты уничтожат за минуты», — признает бывший командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакиянц.
Россия давно сделала выбор в пользу асимметрии: вместо авианосных группировок — ставка на подводный флот. С 2013 по 2025 год Тихоокеанский флот получил 13 новых субмарин, включая пять стратегических ракетоносцев проекта «Борей». Президент Владимир Путин прямо назвал расширение подводных сил «ключевой задачей» и объявил о планах закупить еще четыре «Борея».
В отличие от «Кузнецова», подлодки теперь используются активнее. Их маршруты проходят через Северное море, Ла-Манш, Арктику и Балтику. На вооружении России также находятся новые дизель-электрические «Варшавянки» (проект 636.3), отличающиеся высокой скрытностью. Военные эксперты отмечают заметный рост активности российских подлодок вдоль всего арктического побережья страны.
На фоне таких новостей ставка на субмарины выглядит логично: они дешевле, скрытнее и способны угрожать авианосным группам США, даже если Россия не может выставить сопоставимый надводный флот.
«Речь не идет о вторжении в Америку, — подчеркивает бывший офицер британского флота Джон Эйткен. — Но подлодки позволяют России держать под прицелом Европу и угрожать силам НАТО».
И эта тенденция характерна не только для Москвы. НАТО также вкладывается в субмарины: Британия заказала до 12 новых лодок, Германия строит шесть (четыре из них для Норвегии), Швеция и Австралия реализуют собственные программы. Морская война будущего все больше смещается под воду.
Как отмечают военные эксперты и историки, Россия традиционно слабее на поверхности – стоит вспомнить разгром под Цусимой в 1905 году и многие другие трагические поражения. Но подводный флот дает ей асимметричный инструмент, который позволяет оставаться реальным вызовом для США и их союзников.