Во время визита в Пекин, приуроченного к военному параду в честь 80-летия окончания Второй мировой войны, президент России Владимир Путин провел встречи с лидерами Беларуси и Узбекистана.
Общаясь с Александром Лукашенко, Путин отметил высокий уровень взаимодействия с Минском и отдельно подчеркнул, что в отношениях с Пекином выявлены «три проблемы».
«Что касается двусторонних отношений, удивительно, но у нас практически нет вопросов, даже меньше, чем у России с Китаем. Хотя сегодня мы все-таки обозначили три проблемы с Китаем, о которых расскажу позже. Мы готовы двигаться вперед в этом направлении», — заявил российский президент.
При этом Путин похвалил торгово-экономическое сотрудничество с Беларусью: по его словам, товарооборот двух стран превысил $50 млрд.
Лукашенко, в свою очередь, поздравил Путина с прошедшей встречей с президентом США Дональдом Трампом в Анкоридже, на Аляске.
«Хочу поздравить вас с прекрасной встречей с Дональдом Трампом в Аляске. Мы аплодировали вам — с обеих сторон, потому что нечего говорить, что один выиграл, другой проиграл. Нет, вы отлично поработали вместе», — сказал белорусский лидер.
Он также добавил, что, по его мнению, Запад не смог предложить аргументов по украинскому вопросу:
«Только кричат: “Плохо, плохо”. Ну, у них всегда все плохо. Думаю, они тоже со временем поумнеют и присоединятся к инициативам, которые вы обозначили с президентом США».
Помимо переговоров с Лукашенко, Путин провел двустороннюю встречу с президентом Узбекистана, Шавкатом Мирзиеевым. В заявлении Кремля отмечается, что ее главной темой стали вопросы укрепления сотрудничества между Москвой и Ташкентом.
Хотя Путин не раскрыл деталей, эксперты предполагают, что речь может идти о следующих трех направлениях: энергетика, торговля и раздел сфер влияния в Центральной Азии. Что касается энергетического вопроса: Китай требует больших скидок на российскую нефть и газ, что вызывает напряжение в переговорах. Во-вторых, торговый дисбаланс: Москва все больше зависит от импорта китайской техники и электроники, что превращает ее в младшего партнера. В-третьих, конкуренция в Центральной Азии: Пекин активно расширяет влияние через инициативу «Один пояс — один путь», вытесняя Россию из традиционных сфер влияния. Эти вопросы не отменяют общего сближения, но создают скрытое поле для трений.
Для Пекина подобные заявления Путина могут рассматриваться как элемент дипломатического торга: Москва публично обозначает «болезненные точки», чтобы усилить позиции на переговорах и добиться уступок. Однако в китайской прессе такие сигналы часто интерпретируются сдержанно, без обострения риторики. Китай заинтересован в сохранении стабильных связей с Россией как противовеса США, поэтому скорее всего воспримет эти «три проблемы» не как вызов, а как рабочие разногласия, которые можно урегулировать в рамках стратегического партнерства.
В целом, встречи в Пекине показали, что Москва активно использует международные мероприятия в Китае для демонстрации своей сети союзов. Беларусь традиционно играет роль ближайшего партнера, а Узбекистан становится все более важным в Центральной Азии, где Россия конкурирует за влияние с Китаем и Западом. Одновременно упоминание «трех проблем» с Пекином указывает, что в отношениях с КНР не все идеально: слишком тесное сближение также чревато трениями. Для Москвы участие в подобных форумах остается способом подтвердить свое место в клубе «ключевых игроков», несмотря на изоляцию на Западе.