Пограничная служба сообщила, что в первом полугодии количество грузовых автомобилей, пересекающих польско-российскую границу, уменьшилось на 41%, но в то же время движение легковых автомобилей увеличилось почти втрое, передает Rzeczpospolita.
В первом полугодии из Польши в Россию выехало 14,1 тысяч грузовиков, что на 41% меньше, чем за аналогичный период 2022 года, но при этом количество легковых автомобилей увеличилось на 179% до 87,7 тысяч и автобусов на 69% до 2,2 тысяч.
На границе с Беларусью количество грузовиков уменьшилось на 21% по сравнению с первым полугодием 2022 года. Количество легковых автомобилей уменьшилось на 15%, автобусов увеличилось на 29%.
Сокращение грузопотока также отмечает компания FourKites, изучающая товарные потоки. По ее оценкам, после начала конфликта на Украине 24 февраля 2022 года произошло значительное снижение объемов грузовых и сборных перевозок в Россию, и с тех пор этот низкий уровень сохраняется. С апреля 2022 года средний объем импорта за 14 дней постоянно снижался по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В настоящее время объем импорта остается ниже предыдущего уровня и упал на 60%.
«Показатели российского импорта являются результатом того, что многие многонациональные компании прекратили свою деятельность и торговые операции в России с начала конфликта. Пики и спады спроса, которые мы наблюдаем в данных по импорту в Россию, обусловлены прежде всего потребительским спросом и сезонностью продукции. Наши данные часто отражают средние и крупные региональные и многонациональные компании, осуществляющие поставки в регионы EMEA, а в случае с Россией многим производителям пришлось искать местных поставщиков для своей продукции, чтобы продолжать свою деятельность», — объясняет Гленн Кепке из FourKites.
С февраля 2022 года ЕС запретил экспорт товаров в Россию на сумму 43,9 миллиарда евро и импорт товаров в ЕС на сумму 91,2 миллиарда евро. Это означает, что по сравнению с 2021 годом санкциям подлежат 49% экспорта и 58% импорта.
«Перевозки в Россию все еще продолжаются, хотя Россия ограничила возможности польских перевозчиков. Грузы перевозятся автомобилями с регистрационными номерами из прибалтийских и балканских стран. На границе мы замечаем все больше автомобилей из балканских стран, которых раньше здесь не было. На терминалы в Беларуси стали приезжать невиданные ранее компании. Вызывает беспокойство тот факт, что услугами этих перевозчиков пользуются компании, стремящиеся обойти санкции. Вполне вероятно, что в ближайшие месяцы эта деятельность некоторых перевозчиков активизируется», — считает основатель таможенного агентства Bunasta Юргис Адомавичюс.
Адомавичюс считает, что в автомобилях, направляющихся в страны Центральной Азии, действительно может быть контрабанда.
«Решением могло бы стать использование обязательных транзитных гарантий. Это позволит контролировать движение товаров и следить за уплатой таможенных пошлин в стране, куда перевозятся товары. Транзитная гарантия позволяет утверждать, что товар будет доставлен, например, в Казахстан. Если это не так, таможенный брокер, выдавший гарантию, должен будет уплатить налог в полном объеме. В среднем он может достигать даже 50-60 тысяч евро. Мы замечаем, что все меньше компаний пользуются этой услугой, а компании, организующие обход санкций, поглощают некоторых перевозчиков. Это означает, что часть транспорта из балканских стран на самом деле может быть попыткой обойти введенные против России санкции», — предупреждает Адомавичюс.