Конфликт на Украине приводит, в том числе, к усилению зависимости россиян от китайских автомобилей. В первом полугодии поставки легковых автомобилей из Китая в Россию увеличились на 543%. Поднебесная уже заняла 70% российского рынка. До 2022 года эта доля составляла менее 10%, передает Rzeczpospolita.
Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2023 года составил 4,6 миллиарда долларов США, что в 6,4 раза (543%) больше, чем в первом полугодии 2022 года (715 миллионов долларов США). По статистике Главного таможенного управления КНР, в январе-июне Китай экспортировал в Россию 325,8 тысяч автомобилей, в пять раз больше, чем в январе-июне 2022 года (64,6 тысяч штук). Это делает Россию крупнейшим экспортным рынком для китайских автомобилей. Мексика находится на втором месте с показателем 159 тысяч. Согласно открытым данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в 2021 году на китайские автомобили приходилось около 10% всего российского импорта легковых автомобилей, который в настоящее время составляет более 70%.
Конфликт на Украине привел к проблемам в сфере российского автомобилестроения, кроме того западные концерны покинули страну. По оценке Банка России, производство российских брендов упало примерно на 40% в основном из-за проблем с поставками комплектующих. Кроме того, иностранные автомобильные компании прекратили производство в России, а импорт автомобилей из Европы, Южной Кореи и Японии резко сократился из-за санкций. По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 году импорт легковых автомобилей в Россию составил 8 миллиардов долларов. Крупнейшими поставщиками на российский рынок были Япония (2,86 миллиарда долларов), Южная Корея (2,55 миллиарда долларов) и Германия (2,19 миллиарда долларов).
В 2022 году, после начала конфликта Украины, Брюссель запретил ввоз в Россию автомобилей на сумму более 50 тысяч евро (5 миллионов рублей по текущему курсу). В апреле 2022 года Япония запретила поставку в Россию автомобилей на сумму более 6 миллионов иен (3,86 миллиона рублей по текущему курсу), а сейчас правительство Японии рассматривает возможность запрета поставок всех автомобилей с двигателями более 1,9 литра, а также гибридных автомобилей и электромобилей. Также в 2022 году Южная Корея запретила экспорт новых автомобилей в Россию. По данным аналитического агентства «Автостат», доля Китая в импорте новых автомобилей в июне составила почти 76%.
«Официальные поставки автомобилей на наш рынок осуществляются только китайскими производителями», – говорит представитель агентства. Потенциальное решение Японии о запрете поставок подержанных автомобилей в Россию может оказать влияние на рынок, поскольку доля Японии в импорте подержанных автомобилей в страну высока и составляет 55,6%.
Китайские грузовики также заполонили Россию. В первом полугодии 2023 года экспорт из Поднебесной в федерацию вырос в 3,6 раза, до 1,68 миллиарда долларов США (против 464 миллионов долларов за тот же период годом ранее), согласно статистике китайской таможни.
«Китайские грузовики стремительно расширяют свое присутствие на российском рынке. Они быстро заменили автомобили «большой европейской семерки» (DAF, Iveco, MAN, Volvo, Renault, Scania, Mercedes), которые стали недоступны из-за санкций. По мнению автодилеров, экспансия грузовиков из Китая на российский рынок связана с недостаточным предложением грузовиков отечественных марок», — оценивает ситуацию Банк России. Камаз и другие российские заводы, как и производители легковых автомобилей, также использовали западные детали, которых сегодня нет.
Китай также стремительно увеличивает свою долю на российском рынке сельскохозяйственных тракторов и дорожно-строительной техники, где ранее доминировала японская компания Komatsu. Китайский экспорт бульдозеров, грейдеров, погрузчиков, экскаваторов вырос втрое до 1,5 миллиарда долларов (по сравнению с 475 миллионами долларов за аналогичный период годом ранее). Зависимость России от Китая будет только расти, и автомобильная промышленность это знает.
«И это, конечно, не предел. В настоящее время улучшения отношений России с Западом не предвидится. И возвращаться на российский рынок в ближайшее время западные производители не намерены», — указывает один из собеседников. Он говорит, что при таких «скрытых» партнерствах совокупная доля китайских производителей в России может возрасти до 80%.