Возобновление выпуска классического автомобиля советской эпохи «Москвич» государственной компанией в ноябре было отмечено мэром Москвы как свидетельство устойчивости российской автомобильной промышленности к западным санкциям, передает Reuters.
«Это историческое событие, — сказал Сергей Собянин во время презентации «Москвича» на заводе, который в прошлом году правительство Москвы приобрело у французского автопроизводителя Renault всего за один рубль. — Многие думали, что это конец российского автопрома».
Но возрождение «Москвича» также является признаком растущего влияния Китая на важный сектор российской экономики.
Автомобили, выпускаемые на огромном московском автозаводе «Москвич» на юге российской столицы, не имеют ничего общего с квадратными металлическими моделями «Москвичей» советской эпохи.
У гладких четырехдверных внедорожников были отчетливо видны детали двигателя и обивка салона от китайской JAC Motors. Два источника, которые попросили не называть их имен, поскольку они не уполномочены общаться со СМИ, сообщили Reuters, что модель «Москвич 3» — это JAC Sehol X4, собранный в Москве с использованием комплектов, приобретенных у китайского партнера.
В заявлении «Москвича», опубликованном в прошлом месяце, говорится, что его модели 3 и 3е производятся методом крупноузловой сборки, когда автомобили собираются на заводе-изготовителе за границей, а затем отправляются на экспорт и дорабатываются в России. Компания заявила, что работает с «иностранным партнером», но не подтвердила связи с JAC.
«Локализация производства постепенно увеличивается», — сказал представитель «Москвича» агентству Reuters, добавив, что он надеется начать вторую фазу производства в конце этого года или в начале 2024 года, включая сварку и покраску на московском заводе, с привлечением более широкого круга местных поставщиков российских комплектующих.
JAC, базирующаяся в восточной провинции Аньхой, не ответила на запросы о комментариях.
Китайские автопроизводители захватывают долю рынка в России, извлекая выгоду из ухода западных игроков, которые доминировали на рынке до начала конфликта на Украине, свидетельствуют данные автомобильной промышленности.
Импортные китайские автомобили в настоящее время составляют 49% российского рынка, достигнув 40 тысяч единиц в июне, по сравнению с долей всего 7% в июне 2021 года, согласно данным аналитической компании Autostat.
Это прибыльный бизнес. Согласно опубликованной в четверг статистике китайской таможни, экспорт легковых автомобилей китайских автопроизводителей в Россию в январе-июне 2023 года увеличился в 6,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил почти 4,6 миллиарда долларов, включая экспорт на сумму более 1 миллиарда долларов только в июне.
Китайские фирмы также увеличивают свои продажи в России за счет сборки автомобилей на заводах, освобожденных такими компаниями, как Renault и Nissan, сообщает Reuters.
Агентство Reuters поговорило с двумя компаниями и четырьмя источниками, знакомыми с этим вопросом, которые сообщили, что шесть заводов в России, которые ранее принадлежали европейским, японским и американским автопроизводителям или собирали их автомобили, теперь производят китайские модели или планируют это делать.
Суммарно шесть заводов имеют годовую мощность около 600 тысяч автомобилей, показывают расчеты Reuters.
Минпромторг России не ответил на запрос о комментарии.
Владимир Беспалов, независимый эксперт по автомобильному сектору, сказал, что растущее присутствие китайских автопроизводителей приносит пользу России, позволяя ей возобновить производство на простаивающих заводах и сохранить рабочие места. Президент Владимир Путин сообщил, что в 2020 году в отрасли работало около 300 тысяч человек.
«Какие-то технологии будут переданы, какие-то будут локализованы, но это будут не самые передовые технологии, — сказал Беспалов. — Но, учитывая, что больше ничего нет, это уже немало».
Импортные сборочные комплекты
После десятилетия хаоса после распада Советского Союза в 1991 году Россия поощряла западных автопроизводителей строить заводы. Она предлагала субсидии тем, кто выполняет такие операции, как штамповка, сварка и покраска на месте, а также стимулировал их производить компоненты в России.
К 2021 году объем отечественного производства составлял около 1,4 миллиона легковых автомобилей, что составляет примерно половину установленной мощности. В прошлом году это число упало до 450 тысяч — худший показатель отрасли со времен распада Советского Союза — поскольку после начала конфликта на Украине западные компании ушли.
По заявлению правительства, автомобили отечественного производства сейчас составляют менее 40% автомобильного рынка России, по сравнению с 70-75% до начала конфликта на Украине.
«Несомненно, экспансия китайских автопроизводителей на российский рынок будет продолжаться, — сказал Андрей Ольховский, глава дилерской сети «Автодом». — Альтернатив у автомобильной промышленности России нет».
«Автодом», купивший дочерние предприятия Mercedes-Benz в России, ведет переговоры с несколькими китайскими автопроизводителями о сборке премиального китайского автомобиля на старом московском заводе немецкого автопроизводителя, и партнер может быть объявлен к концу года, сказал Ольховский в электронном письме.
Это радикальное изменение судьбы китайских автопроизводителей в России. Производство китайских автомобилей в России началось только в 2019 году с приходом китайской автомобильной компании Great Wall Motor.
Продажи ее автомобилей Haval, произведенных на ее тульском заводе, сейчас составляют почти 10% российского рынка. Great Wall отказалась от комментариев.
Согласно ежемесячным данным о продажах за июнь от «Автостата», 6 из 10 ведущих брендов по доле рынка в России — это китайские автопроизводители, такие как Haval, Chery и Geely.
Меньше местных затрат
По словам источников, благодаря партнерству с китайскими фирмами в настоящее время в России производится меньшая часть продукции на бывших западных заводах.
Российский автопроизводитель «Соллерс» заявил в ноябре, что начал производство фургонов «Атлант» и «Арго» на своем заводе в Татарстане, расположенном примерно в 440 километрах к востоку от Москвы, где ранее производились фургоны Ford Transit.
«Соллерс»не назвал партнера. По словам другого источника, пожелавшего остаться неназванным, JAC также поставляет сборочные комплекты для коммерческих автомобилей.
Источник, работающий в дилерском центре «Соллерс», сказал, что «Атлант» и «Арго» были переименованными версиями моделей JAC Sunray N25 и N35: «Да, есть отличия. Логотипы на руле и капоте».
«Соллерс» отказался от комментариев.
Крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ», купивший в феврале завод Nissan в Санкт-Петербурге, начал производство своей модели Lada X-Cross 5 в сотрудничестве с так называемым «восточным партнером».
Источник, близкий к компании, сообщил Reuters, что компактный внедорожник Bestune T77 китайской FAW Group используется для производства автомобилей Lada. FAW не ответил на вопросы Reuters. Автоваз отказался от комментариев.
«АвтоВАЗ» публично заявил, что планирует начать локализацию производства в 2024 году, используя детали от поставщиков из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Наблюдение за юанем
Когда в прошлом году западные компании ушли из России, Москва организовала поглощение иностранных активов государственными структурами, чтобы обеспечить продолжение производства в жизненно важном секторе.
Правительство, однако, в значительной степени замалчивает важную роль Китая в восстановлении автомобильного сектора после падения продаж на 59% в прошлом году, вместо этого возвещая о возрождении известных российских торговых марок.
«Первый шаг — это «Москвич» в дополнение к «Ладе», — заявил в прошлом месяце РИА министр промышленности и торговли Денис Мантуров. — Надеюсь, «Волга» последует за ними уже в следующем году».
Центральный банк — один из немногих государственных органов, признающих растущее влияние Китая.
В отчете за середину июля отмечается, что несколько заводов в центре и на северо-западе России, которые простаивали в прошлом году, теперь производят «автомобили на базе китайских моделей… под собственными брендами».
«Если раньше преобладали автомобили из Японии и Европы, то сейчас более 70% импорта приходится на Китай», — говорится в сообщении.
Поскольку внутреннее производство в России все больше зависит от импорта сборочных комплектов из Китая, прибыль зависит от обменного курса юаня, сказал источник, близкий к одному из заводов.
«Утром первым делом смотрите на курс юаня, потому что от этого зависит маржа и цены», — сказал источник.