Газ пузырился на поверхности моря несколько дней, сейчас Германия, Дания и Швеция предоставляют в Совбез ООН новую информацию о взрывах на «Северном потоке-1» и «Северном потоке-2», передает Wirtschafts Woche. Кто несет ответственность за преступление?
В ходе расследования взрывов на газопроводах «Северный поток-1» и «Северный поток-2» в Балтийском море следователи обнаружили следы взрывчатых веществ на подозрительной парусной яхте. Обнаружены следы подводной взрывчатки, написали посольства Германии, Дании и Швеции в совместном письме в Совет Безопасности ООН в Нью-Йорке.
В письме, датированном понедельником, говорится, что есть подозрение, что парусная яхта использовалась для перевозки взрывчатых веществ, примененных при диверсии в сентябре. Вероятно, речь идет о яхте «Андромеда», которая, по сообщениям СМИ, давно находится в центре внимания следствия, но из письма этого не ясно.
В письме говорится, что следователи отслеживают точный маршрут лодки. Выяснилось, что она была арендована от имени лица с использованием документов, призванных скрыть личность настоящего арендатора. Пока не установлено, действительно ли этот человек находился на борту.
Письмо посла: вопрос о виновных не решен
По мнению экспертов, не исключено, что подготовленные водолазы могли заложить взрывные устройства в местах повреждения газопроводов, говорится в письме. Его подписали постоянный представитель Германии в ООН Антье Лендертсе и послы Дании и Швеции.
Представители страны подчеркнули перед самым влиятельным органом Организации Объединенных Наций, что расследования продолжаются и что вопрос о виновных не решен.
«В настоящее время невозможно достоверно установить личность преступников и их мотивы, особенно в отношении того, контролировался ли инцидент государством или государственным субъектом».
26 сентября 2022 года было зарегистрировано несколько взрывов вблизи датского острова Борнхольм в Балтийском море, а чуть позже были обнаружены четыре утечки на трех из четырех ниток газопроводов «Северный поток». Позже оператор Nord Stream 1 рассказал о воронках метровой глубины и обломках на морском дне. Газ пузырился на поверхности моря в течение нескольких дней, но не было ясно, кто несет ответственность за взрывы.
Остатки взрывчатых веществ на нескольких посторонних предметах
В ноябре шведская прокуратура подтвердила подозрения о диверсии. Анализы показали следы взрывчатых веществ на нескольких инородных телах, заявил прокурор Швеции Матс Юнгквист.
«Северный поток 1» и «Северный поток 2» представляют собой подводную двухпроводную магистраль протяженностью около 1,2 тысяч километров, проходящую из России в Германию. «Северный поток-1» обеспечивает значительную часть газа, импортируемого в Европу с 2011 года. Однако в ходе противостояния с Западом после начала конфликта на Украине Москва еще до взрыва ограничила поставки ресурса, а потом и вовсе прекратила их. Новый газопровод «Северный поток — 2» был заполнен газом, но еще не введен в эксплуатацию из-за отсутствия сертификации.
Расследование взрывов начато в Германии, Дании и Швеции. Официально ответственные органы почти не комментируют процесс. Россия раскритиковала страны за то, что ее не привлекли к расследованию. В письме говорится, что российские власти проинформированы о продолжающемся расследовании. Кремль всегда отрицал свою причастность к диверсии и вместо этого утверждал, что западные спецслужбы имеют к этому какое-то отношение.
Информация по вопросу о виновных появится не раньше осени
Лендертсе и ее скандинавские коллеги отметили – невозможно сказать, когда расследование будет завершено. Характер диверсий беспрецедентен, расследования сложны. Несколько недель назад Юнгквист сказал по шведскому радио, что надеется осенью высказать позицию по вопросу о преступниках — по крайней мере, такова цель.
Сообщается, что в Германии следователи сосредоточили свое внимание на зафрахтованной парусной яхте, на которой, как полагают, находилась диверсионная группа. В марте сообщалось, что, по версии следствия, из Ростока выходила в море оперативная группа. В сообщении говорится, что яхта якобы была арендована польской компанией, принадлежащей, по всей видимости, двум украинцам.
Также ходили разговоры о промежуточных остановках яхты в Вике на Рюгене и на датском острове Кристиансе, к северо-востоку от Борнхольма. По более поздним сообщениям СМИ, это был корабль «Андромеда», предоставленный арендодателем на острове Рюген.