После начала конфликта на Украине около тысячи компаний пообещали покинуть Россию или свернуть бизнес до минимума. С тех пор команда под руководством профессора Йельского университета Джеффри Зонненфельда ведет публичный список достижений — согласно новому исследованию, некоторые крупные компании нарушают свои обещания, передает Spiegel.
Например, некоторые крупные продовольственные компании обещали продавать в России только самые необходимые продукты. Согласно сообщению CNN, Зонненфельд и его команда также нашли в стране лакомства от крупных брендов, такие как мороженое, пиво и шоколад. Сообщается, что табачные изделия и фаст-фуд из небольших сетей в США также все еще доступны.
Например, согласно отчету, Nestlé продолжает продавать корма для животных и шоколад в России. Отвечая на вопрос Spiegel, Nestlé ссылается на публичное заявление группы в отношении российсеого бизнеса, в котором, среди прочего, говорится, что «портфель в России значительно сократился, а меры, объявленные в марте прошлого года, реализованы».
По словам исследователей, конкурент Unilever продолжает предлагать мороженое «Корнетто» и другие потребительские товары в России. Компания взяла на себя обязательство поставлять на этот рынок только товары первой необходимости. Unilever отказалась от комментариев CNN, сославшись на февральское заявление. Тогда компания осудила действия России, но также заявила, что уйти из России было «нелегко», потому что в этом случае активы могут перейти к правительству, и они хотели защитить местных сотрудников.
Bierbrauer представляет новые бренды и защищает себя
Поразительно, что оставшиеся компании ссылаются на проблемы, с которыми столкнулись и другие бренды, когда хотели уйти из России — и которые все равно пошли на этот шаг. Профессор Йельского университета Зонненфельд сказал CNN, что другие крупные компании пошли на огромные издержки, чтобы покинуть страну.
«Идея состоит в том, чтобы усилить дискомфорт, — сказал Зонненфельд, — чтобы люди начали «спрашивать, кто стал причиной их несчастья».
В качестве примера он привел движение по выводу крупных западных брендов из Южной Африки в конце 1980-х годов во время апартеида.
В случае с Россией пивоваренная компания Heineken по-прежнему управляет семью пивоварнями, на которых работает около 1,8 тысяч человек, говорится в отчете. Согласно обвинению, Heineken даже создала «ряд новых брендов» якобы с целью захвата освободившихся долей рынка. На вопрос Spiegel представитель Heineken ответил, что компания «намерена покинуть Россию». С другой стороны, большинство других производителей продуктов питания, перечисленных в отчете, хотят только ограничить ассортимент своей продукции.
Heineken объявила о прекращении продаж бренда Heineken в России и поиске потенциального покупателя для своего российского бизнеса. Эта возможная сделка была представлена российским властям в апреле 2023 года и сейчас ожидает одобрения. После того, как продажа бренда Heineken была остановлена, российской дочерней компании пришлось внедрять новые локальные продукты, чтобы избежать банкротства. Поскольку «умышленное банкротство» является уголовным преступлением в России, были опасения, что в противном случае управляющие компании могли быть привлечены к ответственности или национализированы.
«Нет ощутимых признаков продвижения к выходу»
Производитель кондитерских изделий и снеков Mondelez, выпускающий, например, печенье Oreo, по-прежнему активен в России. В марте 2022 года компания пообещала «сократить все второстепенные виды деятельности в России» и предоставлять только «базовые предложения». Согласно отчету, в компании по-прежнему работает 3 тысячи человек, и она не демонстрирует «осязаемых признаков продвижения к выходу».
Mondelez не ответил на запрос CNN о комментариях. Запрос Spiegel находится на рассмотрении. В июньском заявлении говорится, что Mondelez сократила свою деятельность в России и не запускает там новые продукты.
Зонненфельд назвал CNN компании, которые продолжают предлагать продукты, «победителями в конфликте». Их поведение было «более чем разочаровывающим. Это постыдно и неэтично», — сказал он.