Решение России является еще одним ударом по ключевой польской отрасли

Запрет на въезд и передвижение по России грузовиков из Польши — еще один удар по отрасли, которая, хотя и является европейской державой, сталкивается с многочисленными проблемами. От нехватки сотрудников до роста затрат и новых проблем регулирования. Поиск ответов на эти вопросы важен и с точки зрения всей экономики – в секторе TSL (транспорт, экспедиция, логистика), который генерирует 7% ВВП. ВВП страны составляет 6,5%, все польские рабочие в основном задействованы на автомобильном транспорте, передает Business Insider.

Решение России закрыть свою территорию для польских грузовиков (кроме тех, что перевозят медикаменты и медицинские изделия, а также грузы в район Калининграда) не стало неожиданностью. Сигналы о том, что Москва может решиться на такой шаг, появлялись уже несколько месяцев, и в начале июня Дума призвала правительство пойти на такой шаг.

В конечном итоге введенные ограничения — это лишь очередной удар по отрасли, которая, как отмечают польские эксперты в интервью Business Insider, является крайне важным элементом национальной экономики.


Ключевая отрасль для польской экономики

«Согласно отчету TLP, в 2022 году выручка отрасли достигла 375 миллиардов злотых. TSL обеспечивает 7% ВВП Польши и занятости 6,5% всех сотрудников. За последние десять или около того лет это также был один из самых быстрорастущих секторов польской экономики, — перечисляет Павел Лещинский, заместитель руководителя стратегической группы PIE. — Один только автомобильный транспорт в течение многих лет обеспечивал более половины рабочих мест в секторе TSL».

На вопрос о настроении отрасли накануне введения ограничений эксперт приводит июньские результаты Ежемесячного бизнес-индекса PIE и BGK.

«На фоне общего показателя индекса MIK на уровне 96 пунктов (где 100 пунктов означает нейтральный уровень) результат по сектору TSL в 92,8 пункта был относительно невысоким, на что повлияли, в том числе, и увеличение доли компаний, у которых наблюдается снижение стоимости продаж и увеличение процента слишком большой производственной мощности, то есть неиспользованного производственного потенциала», — подчеркивает Павел Лещинский.

Запрет России — еще одна проблема в длинном списке вызовов

В результате запрет, введенный Россией, является еще одним препятствием, с которым приходится сталкиваться этому ключевому для польской экономики сектору. Препятствие, к которому отрасль готовилась годами – первые польские компании изменили профиль своей деятельности и отвернулись от восточного рынка еще в 2014 году. По разным данным, накануне запрета было еще от нескольких сотен до тысячи польских предпринимателей, работающих в этом направлении.

По этой причине, как признают представители отрасли, проблемы, связанные с последующим регулированием или мелким рынком труда, являются более сложными.

«Транспортный рынок сталкивался с трудностями в течение многих лет, но всегда оставался устойчивым. Владельцы компаний, с которыми мы разговариваем, жалуются прежде всего на нехватку сотрудников. Речь идет не только об оттоке, связанном с конфликтом на Украине, проблема гораздо глубже. Большинству водителей за 50, а это значит, что дефицит в обозримом будущем будет увеличиваться. Эта ситуация аналогична ситуации в здравоохранении, — говорит Каролина Олькевич, президент компании, управляющей недавно запущенной транспортной биржей Spedimo. Что касается проблем, она также перечисляет пакет мобильности, инфляцию и другие факторы, влияющие на стоимость ведение бизнеса. В 2022 году почти 60% транспортных компаний зафиксировали рост на 26-50%.

Эффект можно увидеть в том, что транспортные компании делают со своими автопарками.

«Клиенты прямо говорят нам, что обычно покупали или брали в аренду 5-6 автомобилей в первом квартале. В первом квартале этого года эта цифра тоже появлялась, но когда речь шла о проданных автомобилях», — добавляет эксперт.

Павел Лещинский из PIE указывает на аналогичный набор проблем.

«Основные долгосрочные проблемы, стоящие перед отраслью TSL, на самом деле сосредоточены вокруг рынка труда, т. е. в значительной степени нехватки сотрудников, регулирования и технологических аспектов, включая автоматизацию или электрификацию сектора в ответ на политику ЕС по декарбонизации», — он перечисляет и напоминает, что в исследовании, проведенном для PIE, предприниматели часто указывали на пакет мобильности, т.е. набор правовых актов, регулирующих такие вопросы, как социальные права водителей на всей территории ЕС, как на фактор, требующий с их стороны существенных корректировок в ведении бизнеса.

«Основные вызовы, стоящие перед отраслью TSL, можно свести к общему знаменателю — конкурентоспособности этого сектора. С одной стороны, польские компании ценятся в Европе за качество и оперативность предоставляемых услуг, и они перевозят больше всего товаров в ЕС. С другой стороны, поддержание конкурентоспособности требует изменений. Согласно последнему отчету PIE об электрификации автомобильного транспорта, ускоренная электрификация увеличит занятость еще на 21 тысячу человек и создаст добавленную стоимость в размере 5 миллиардов злотых в перспективе до 2035 года. Экономическая неопределенность является постоянным элементом, сопровождающим компании из отрасли TSL. С другой стороны, среди временных вызовов стоит упомянуть такие факторы, как инфляция и высокие темпы роста заработной платы», — говорит Павел Лещинский.

Проблемы проблемами, но у нас все еще есть преимущества

Помимо многочисленных проблем, польская TSL-индустрия имеет еще и несколько неоспоримых преимуществ, влияющих на то, что, например, в 2021 году перевозчики страны транспортировали больше всего грузов (почти пятую часть), опередив даже компании из Германии.

В интервью Каролина Олькевич акцентирует внимание на положительных моментах:

«За каждым кризисом следует экономическое оживление, и здесь я вижу возможность для всего сектора. На мой взгляд, ближайшие годы должны быть очень хорошими для польских перевозчиков», — говорит она, объясняя, откуда пришла идея создать новую компанию в секторе, сталкивающемся с таким количеством проблем.

«С положительной стороны я бы отметил тот факт, что, несмотря на эти трудности, польская индустрия TSL по-прежнему готова нанимать людей и расширять масштабы своей деятельности, подписывая новые контракты», — отмечает Каролина Олькевич. Она добавляет – то, что на первый взгляд может показаться проблемой польской транспортной отрасли, то есть высокая фрагментация, оказывается одним из преимуществ.

«Наиболее ценными на рынке являются те компании, чьи услуги предоставляются на самом высоком уровне. И это, как правило, небольшие предприятия, где владелец и водитель часто один и тот же человек, а значит, они не могут позволить себе обанкротиться и заботятся о собственном бренде», — говорит она.

Павел Лещинский отмечает, что помимо качества услуг, польские компании по-прежнему являются одними из самых дешевых перевозчиков во всем ЕС, что позволяет им получать заказы на внутренние перевозки в более богатых странах ЕС.

«Преимуществом польских компаний по сравнению с западными также является специализация. Большая часть компаний отрасли TSL работает в четко определенной нише, которая связана с типом используемых транспортных средств (адаптированных под конкретный вид товаров), маршрутами (и соответствующим знанием реалий конкретной страны) и проведенной квалификации. Польские компании часто занимаются перевозкой опасных и нестандартных грузов, и, поскольку этот сегмент рынка будет трудно автоматизировать, компаниям, работающим в этой области, не придется страдать от негативных последствий отсутствия масштаба и менее динамичного технологического развития», — добавляет эксперт PIE.

Новые транспортные маршруты

Ярким моментом также является то, как Польша справилась с новой ролью транспортного узла для Украины.

«Сегодня в Жешуве пересекаются транспорты из всех стран Европы. Чтобы движение шло в обе стороны, нам пришлось быстро синхронизировать автомобильный, железнодорожный, воздушный и морской транспорт. Нам потребовалось несколько недель, но результаты показывают, что мы отлично справились», — говорит глава Spedimo.

О возможных прибылях, возникающих в результате изменения геополитической обстановки, в результате чего появляются новые торговые пути, также говорил несколько месяцев назад в интервью BI Polska региональный директор Международной финансовой корпорации, одного из агентств Всемирного банка.

Мы смотрим широко – как на торговлю сырьем, строительными материалами, зерном или другими продуктами, необходимыми в сельском хозяйстве, так и на поток услуг. Польша может сыграть здесь гигантскую роль, и IFC готова поддержать частный сектор в использовании этой возможности, поддерживая при этом украинские предприятия.

«Выгодное расположение Польши может в нынешних условиях способствовать укреплению отечественной отрасли TSL. Согласно отчету TLP, компании указывают, что именно развитие торговых путей между Украиной и Европейским Союзом будет наиболее динамичной тенденцией, присутствующей на рынке автомобильных перевозок в ближайшие пять лет. Процесс восстановления Украины создаст спрос на ряд товаров и услуг, в том числе предоставляемых субъектами отрасли TSL. Это создаст новые возможности для существующих предприятий и может способствовать созданию новых», – поясняет эксперт PIE, добавляя, что в случае дальнейшего сближения Украины с ЕС юго-восточная часть Польши также может стать привлекательным местом, что может способствовать большей географической устойчивости отрасли. Сегодня наибольшая занятость в этом секторе в основном на западе Польши – в Любушском и Западно-Поморском воеводствах.

Загрузка ...
ROSSMIR.RU