23 июня страны согласовали 11-й пакет санкций против России, который вводит полный запрет на въезд в ЕС грузовых автомобилей с прицепами и полуприцепами, зарегистрированными в России, что, как поясняет Еврокомиссия в своем сообщении, направлено на предотвращение обхода санкций, передает Rzeczpospolita.
Транспортная отрасль удивлена тем, что запрет на въезд не распространяется на зарегистрированные в Беларуси полуприцепы, что более всего волновало польских перевозчиков, ведь белорусские транспортные компании активнее всего обходят санкции. Осведомленные источники утверждают, что запрет на въезд белорусских полуприцепов должен появиться в следующем санкционном пакете.
При этом 22 июня Беларусь опубликовала решение о запрете со 2 июля въезда на свою территорию полуприцепов, зарегистрированных в Польше, за исключением пунктов, предназначенных для перевалки полуприцепов. Положение запрещает присоединение полуприцепов, оно разрешает только перегрузку и порожний проезд между пунктами перегрузки. Поэтому возможность перевозок между двумя блоками стран осталась, чем в основном пользуются белорусские компании, имеющие филиалы в Польше. Таких объектов около тысячи.
Другие транспортные ограничения, содержащиеся в 11-м пакете, включают запрет на заход в порты ЕС судов, подозреваемых в нарушении запрета на торговлю российской нефтью по ценам выше лимита, установленного странами G7.
Транспортировка российской нефти по трубопроводу в Польшу и Германию также будет закрыта, а поток этого сырья по Каспийскому трубопроводу (КТК) будет находиться под строгим контролем. Ограничение цен будет распространяться (до 31 марта 2024 года) и на экспорт нефти с Сахалина в Японию.
Десять санкционных пакетов включают 698 физических ограничений на импорт из России и 6139 на экспорт в Россию.
На сегодняшний день Управление таможни и налогов ЕК получило 291 сообщение от таможенных органов государств-членов с просьбой разъяснить, как применять санкции. В Еврокомиссии подчеркивают, что санкции ЕС значительно сократили политические и экономические возможности Москвы, вызвав серьезное финансовое бремя, снизив промышленные и технологические возможности России.
Они выполняют свои три ключевые задачи: снижают военную способность России вести спецоперацию на Украине, лишают Кремль доходов, из которых он финансирует конфликт, и обременяют российскую экономику расходами. Их последствия со временем усиливаются, поскольку санкции наносят ущерб промышленной и технологической базе России.
Однако в ЕК признают, что санкции обходят.
«Аномальные, стремительно растущие показатели торговли некоторыми очень специфическими товарами/странами являются веским доказательством того, что Россия активно пытается обойти санкции. Это требует от нас удвоить наши усилия против обхода и попросить наших соседей сотрудничать еще более тесно», — подчеркивает посланник ЕС Дэвид О’Салливан.
Соглашения о взаимной административной помощи в таможенных делах помогают в борьбе с обходом санкций. Они содержатся в 52 международных соглашениях с 87 торговыми партнерами.
Посредством соглашений компетентные органы ЕС и договаривающиеся страны могут сотрудничать, помогать друг другу и предотвращать обход санкций. Таможенные органы ЕС могут потребовать от импортеров предоставить убедительные доказательства того, что импорт осуществляется не из России или Беларуси или из подконтрольных правительству территорий Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей.