Технологии американского производства поступают в российские авиакомпании, несмотря на санкции

Данные российской таможни показывают, что в прошлом году в Россию было отправлено деталей самолетов Boeing, Airbus и других компаний на миллионы долларов, передает The New York Times.

В августе прошлого года Олег Пацуля, гражданин России, проживающий недалеко от Майами, отправил электронное письмо российской авиакомпании, отрезанной от западных технологий и материалов, с заманчивым предложением.

Он мог бы помочь обойти глобальные санкции, наложенные на авиакомпанию «Россия» после начала конфликта на Украине, путем переброски авиадеталей и электроники, в которых она так отчаянно нуждалась, через сеть компаний, базирующихся во Флориде, Турции и России.


«В свете санкций, введенных против Российской Федерации, мы успешно решаем возникающие проблемы», — написал господин Пацуля, согласно уголовному иску, поданному в пятницу в Окружной суд США в Аризоне.

Господин Пацуля и его деловой партнер были арестованы в четверг по обвинению в нарушении экспортного контроля США и международном отмывании денег по делу, которое демонстрирует глобальные сети, пытающиеся помочь России обойти самые масштабные технологические меры контроля в истории .

После начала конфликта на Украине Соединенные Штаты действовали в партнерстве с почти 40 другими правительствами, чтобы ввести санкции против России, в том числе ограничить доступ Москвы к оружию, компьютерным чипам, деталям самолетов и другим продуктам, необходимым для подпитки экономики и ведения боевых действий. Санкции коснулись и российских авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота», его дочерней компании «Россия» и других.

Но, несмотря на эти далеко идущие санкции, в прошлом году в Россию были успешно отправлены тысячи партий авиазапчастей, согласно массиву данных российской таможни, полученным The New York Times.

Данные, которые были собраны и проанализированы американским агрегатором торговых данных Import Genius, показывают, что запчасти для самолетов на десятки миллионов долларов были отправлены российским авиакомпаниям, которые явно столкнулись с санкциями администрации Байдена, в том числе авиакомпаниям «Россия», «Аэрофлот» , Уральские авиалинии, S7 Airlines, Utair Aviation и авиакомпании «Победа».

Эти поставки стали возможными благодаря таким незаконным сетям , как сеть господина Пацули, которые возникли в попытке обойти ограничения путем перетасовки товаров через ряд подставных покупателей, часто на Ближнем Востоке и в Азии.

Например, в прошлом году на склады «Аэрофлота» проскочили десятки партий медных проводов, болтов, графита и других деталей с пометкой производства Boeing в США. Они прошли через малоизвестные торговые компании, зоны свободной торговли и индустриальные парки в Объединенных Арабских Эмиратах и ​​Китае, а затем отправились в Россию, чтобы помочь подлатать ветхий авиапарк «Аэрофлота».

Данные касаются более 5 тысяч отдельных поставок авиационных деталей в Россию в течение восьми месяцев в 2022 году — от простых винтов до стартеров авиационных двигателей марки Honeywell стоимостью 290 тысяч долларов США.

В целом это показывает, что за восемь месяцев в Россию было отправлено авиазапчастей американского производства на сумму 14,4 миллиона долларов, включая детали на 8,9 миллиона долларов, которые были произведены или зарегистрированы под торговой маркой американского производителя самолетов Boeing и проданы в Россию через третьих лиц.

Boeing заявил, что полностью соблюдал санкции США и приостановил поставку запчастей, техническое обслуживание и техническую поддержку клиентов в России в начале 2022 года. Эксперты в области авиационных поставок заявили, что запчасти, вероятно, поступали по различным каналам, таким как существующие зарубежные запасы авиакомпаний и ремонтных мастерских или торговых посредников, продающих списанные детали.

Согласно полученным данным, большая часть продукции направлялась через такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Китай и Мальдивы. Но несколько партий, в том числе в Россию, были отправлены напрямую из США или Европы.

Поставки также увеличились в течение прошлого года, поскольку Россия привлекла глобальные компании, чтобы помочь обойти санкции. Тенденция свидетельствует о том, что «для уклонения от санкций потребовалось время для создания сетей сразу после борьбы с пост-экспортным контролем, но теперь они могут помочь российским авиакомпаниям получить некоторые ключевые компоненты», — сказал Уильям Джордж, директор по исследованиям в Import Genius.

Российские граждане, взятые под стражу в четверг, в мае прошлого года начали разрабатывать свою схему по отправке деталей самолетов из США в Россию в нарушение экспортных правил, говорится в уголовном иске.

Мужчин обвиняют в том, что они отправили запросы на запчасти, в том числе дорогие тормозные системы для Boeing 737, по крайней мере от трех российских авиакомпаний, в том числе двух, которым было строго запрещено покупать продукцию американского производства на основании так называемого временного запрета, изданного Министерством торговли. В четверг агенты ФБР совершили налет на квартиру, принадлежащую компании, в Trump Towers в Санни-Айлс-Бич, штат Флорида.

Адвокаты не сразу ответили на запрос о комментариях.

Несмотря на уровень уклонения от санкций, поставки самолетов в Россию остаются значительно ниже, чем до конфликта. Официальные лица США говорят, что российские авиакомпании были вынуждены разбирать самолеты на запчасти, чтобы сохранить другие в эксплуатации, а также обращаться к Ирану за техническим обслуживанием и запчастями.

По данным The Observatory of Economic Complexity , платформы визуализации данных, которая исследует динамику мировой торговли, импорт самолетов и авиационных деталей в Россию упал с 3,45 миллиарда долларов в год до конфликта до лишь около 286 миллионов долларов после него.

По данным вашингтонской некоммерческой организации Silverado Policy Accelerator, после конфликта Китай был ведущим экспортером деталей для самолетов, космических кораблей и дронов в Россию, на него приходится около половины всех поставок, за ним следует Индия.

По данным Cirium, поставщика авиационных данных, количество узкофюзеляжных самолетов, используемых в России, упало примерно на 16% с лета 2021 года до лета 2022 года . Количество более крупных двухфюзеляжных самолетов, часто используемых на международных маршрутах, сократилось примерно на 40%.

Эксперты в области авиации говорят, что российским авиакомпаниям станет сложнее продолжать летать на самолетах без доступа к западным поставщикам и помощи со стороны Boeing и Airbus. Производители регулярно консультируются с авиакомпаниями для оценки повреждений и строго контролируют доступ к технической документации, которой пользуются механики.

Но пока российские авиакомпании выживают за счет международных перевозок и использования сотен иностранных самолетов, застрявших там после начала конфликта.

Согласно расписанию, опубликованному Cirium, в этом месяце через Россию будут совершаться десятки тысяч рейсов. Ожидается, что свыше 21 тысячи рейсов, более половины из которых выполняются российскими авиакомпаниями, будут доставлять пассажиров в страны Центральной Азии, а также в Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Китай и Таиланд и обратно.

Полдюжины юристов по вопросам экспортного контроля и бывших правительственных чиновников, опрошенных The New York Times, заявили, что многие из поставок в данных Import Genius, вероятно, нарушали санкции, но производители самолетов, такие как Boeing или Airbus, не обязательно были виноваты. Цепочка авиационных поставок сложна и глобальна, и детали могут поступать из разных источников.

«Совершенно очевидно, что нарушение имеет место, — сказал Уильям Рейнш, торговый эксперт Центра стратегических и международных исследований, курировавший экспортный контроль при администрации Клинтона. — Менее очевидна виновная сторона».

Согласно данным, в прошлом году в Россию также поставлялись детали для самолетов, произведенные в Европейском союзе, в том числе те, которые отмечены как произведенные или зарегистрированные под торговой маркой Airbus.

Джастин Дюбон, представитель Airbus, сказал, что компания отслеживает оригинальные детали и документацию, предоставляемую своим клиентам, и проводит комплексную проверку всех сторон, запрашивающих запчасти. Ограничения в США и Европе означают, что «нет законных путей, по которым подлинные детали самолетов, документация и услуги могут попасть к российским перевозчикам», — сказал он.

Ограничения США технически позволяют компаниям подавать заявки на получение специальной лицензии для продолжения отправки продукции российским перевозчикам из соображений «безопасности полета», но и Boeing, и Airbus заявили, что не запрашивали и не получали такую ​​лицензию. Кроме того, в Airbus заявили, что законы ЕС запрещают ей поставлять такие товары в Россию, независимо от лицензии США.

Нынешние и бывшие официальные лица США говорят, что ожидаются некоторые поставки в Россию. Кевин Вульф, партнер юридической фирмы Akin Gump, курировавший экспортный контроль при администрации Обамы, сказал, что ограничения «никогда не смогут заблокировать все», но они по-прежнему значительно снижают возможности России.

Он добавил, что сфера применения новых правил по-прежнему превышает существующие методы отслеживания и правоприменения в других союзных странах. До конфликта на Украине торговля авиазапчастями в основном не ограничивалась США и другими странами, за исключением Ирана, Кубы, Северной Кореи и Сирии.

«Ситуация улучшается, — сказал мистер Вольф, — но она все еще очень, очень отстает от идеала».

По сравнению с другими странами, которые в основном ограничивают свой контроль товарами, пересекающими их собственные границы, Соединенные Штаты не имеют себе равных в своих попытках контролировать торговлю во всем мире.

За последние три года Соединенные Штаты ввели новые технологические ограничения для России, Китая и Ирана, которые применяются экстерриториально: товары, произведенные в Соединенных Штатах или в других странах с помощью американских компонентов или технологий, подпадают под действие правил США даже при переходе из рук в руки на другом конце света.

И Соединенные Штаты, и Европейский Союз ужесточают санкции для компаний, нарушающих санкции, и направляют официальных лиц в такие страны, как Казахстан, чтобы попытаться убедить их прекратить поставки в Россию через их территорию. У правительства США есть девять сотрудников экспортного контроля в Стамбуле, Пекине и других местах для отслеживания поставок чувствительных продуктов, и оно создает еще три офиса.

Но поставка запчастей может быть прибыльным бизнесом. Джеймс Дисальваторе, заместитель директора Haron, фирмы, занимающейся данными и аналитикой, которая отслеживает усилия России по обходу санкций, сказал, что стоимость некоторых частей самолетов, импортированных российскими авиакомпаниями после конфликта, выросла в четыре раза или более.

«Я не думаю, что есть какой-то секрет в том, что происходит, — сказал Гэри Стэнли, эксперт по соблюдению правил торговли, который консультирует предприятия аэрокосмической и других отраслей. — Как долго у нас действуют кубинские санкции? Как долго у нас есть северокорейские санкции? Как давно у нас есть иранские санкции? Кажется, это никогда не выведет этих людей из бизнеса».

Загрузка ...
ROSSMIR.RU