Спустя более года после начала военной спецоперации Владимира Путина мировая торговая сеть приспособилась к западным санкциям и сформировала цепочку посредников, отправляющих автомобили, электронику и многое другое в Россию, передает The New York Times.
На пыльной обочине на окраине Дубая Сохраб Фани зарабатывает на реакции Запада на конфликт на Украине: его мастерская устанавливает обогреватели сидений в автомобили, реэкспортируемые в Россию.
По его словам, двенадцать тысяч грелок годами томились на его складе, пока российская спецоперация и последовавшие за ней западные санкции не вытеснили американских, европейских и японских автопроизводителей с российского рынка. Теперь русские ввозят эти автомобили через Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах, а поскольку автомобили, поставляемые на Ближний Восток, как правило, предназначены для теплого климата, магазины аксессуаров, подобные магазину господина Фани, активно экипируют их для зимней погоды.
«Когда пришли русские, я все распродал, — сказал Фани, поэтому он заказал еще несколько тысяч обогревателей для сидений. — В России действуют санкции. Здесь нет. Здесь есть бизнес».
Спустя более года после начала спецоперации президента Владимира Путина западные санкции нанесли ущерб экономике России, но не искалечили ее. Глобальная торговая сеть приспособилась, позволив российскому лидеру в значительной степени выполнить ключевое обещание: конфликт радикально не изменит потребительский образ жизни российской элиты.
Россия по-прежнему импортирует желанные западные товары, чему способствует глобальная сеть посредников.
В Москве новейшие iPhone доступны с доставкой в тот же день по цене ниже розничной в Европе. В универмагах по-прежнему есть товары Gucci, Prada и Burberry. На сайтах по продаже автомобилей представлены новые модели Land Rover, Audi и BMW.
Почти все ведущие западные производители электроники, автомобилей и предметов роскоши объявили в прошлом году об уходе из России. Продажа не всех их товаров технически подпадает под санкции, но торговля с Россией стала очень сложной из-за возмущения общественности, давления со стороны сотрудников и ограничений на экспорт полупроводников и финансовые операции.
Тем не менее, российский спрос на предметы роскоши остается высоким, и торговцы в Дубае и других местах его удовлетворяют.
«Богатые люди всегда остаются богатыми», — сказала Екатерина Кондратюк, директор по коммуникациям автосалона в Дубае, которая недавно отправила российскому дилеру Porsche Cayenne Turbo GT за 300 тысяч долларов. Конфликт, добавила она, «не коснулся их».
В Дубае покупатели бродят по выставочным залам обширного автомобильного рынка, торгуясь за западные автомобили — в последнее время фаворитом является Dodge Ram — чтобы купить их за наличные и отправить в Россию. Некоторые из них — богатые россияне, покупающие автомобили для себя, или мелкие предприниматели, желающие быстро перепродать автомобили.
В других случаях российские автосалоны, утратив официальную принадлежность к западным брендам, организуют собственный импорт, иногда сотен автомобилей одновременно.
Российская аналитическая компания «Автостат» сообщила, что такой непрямой импорт составил 12% из 626 300 новых легковых автомобилей, проданных в России в 2022 году.
Электроника также поступает на российский рынок окольными путями. В старом коммерческом районе Дубая, Дейре, оптовые торговцы электроникой изо всех сил пытаются нанять русскоязычный персонал.
«Это секрет полишинеля, — сказал владелец Bright Zone International General Trading LLC, расположенной через несколько витрин от оптового продавца нарощенных волос. — Конкуренция для России сейчас очень жесткая».
Владелец, попросивший назвать его только по фамилии Тура, сказал, что в прошлом году в преддверии курортного сезона отправил в Россию сотни смартфонов и ноутбуков. Один потенциальный покупатель хотел получить сделку на 15 тысяч iPhone, сказал Тура, но, по-видимому, нашел более выгодную в другом месте.
В соседнем магазине электроники афганский продавец Абдулла Ахмадзай сказал, что прибыл в Дубай менее года назад и с тех пор достаточно выучил русский язык, чтобы вести переговоры со своими русскоязычными покупателями. Через дорогу мужчина из Таджикистана, бывшей советской республики, сказал, что он и его коллега быстро нашли работу в магазине по продаже телефонов, ноутбуков и дронов.
«Все магазины здесь ищут людей, говорящих по-русски, — сказал он. — Нам повезло».
После того, как многие западные компании ушли из России, правительство Путина поощряло несанкционированный импорт их товаров из других стран. Министерство торговли России опубликовало список десятков компаний, продукция которых может быть ввезена без согласия их производителей, включая Apple, Audi, Volvo и Yamaha.
«Тот, кто захочет ввезти любые предметы роскоши, сможет это сделать», — пообещал Путин в мае прошлого года.
Согласно одному российскому отчету, «параллельный импорт» ноутбуков, планшетов и смартфонов в прошлом году был осуществлен на сумму 1,5 миллиарда долларов. В то же время на российский рынок хлынули китайские автомобили и электроника.
«Вы можете привезти все, что хотите, если у вас есть деньги, — сказал Петр Баканов, автожурналист из Москвы. — Все, кому не лень, пригоняют машины».
Новые торговые пути в основном проходят через страны, имеющие дружественные отношения с Москвой. Западные аналитики и официальные лица указывают на Турцию, Китай и бывшие советские республики, такие как Армения и Казахстан, как на страны, перенаправляющие западные товары в Россию. Они говорят, что Кремль использует преимущества такого импорта не только для того, чтобы успокоить население, привыкшее к иностранным телефонам и автомобилям, но и для получения микрочипов для оружия, используемого против Украины.
Баканов, как и другие российские автомобильные блогеры и журналисты, занялся бизнесом сам: размещает объявления в мессенджере Telegram, предлагая ввозить автомобили «под заказ из любой точки мира». Он сказал, что запчасти для иномарок также поступают через параллельный импорт — некоторые из них теперь доступны в России по более низким ценам, чем до спецоперации, когда эти детали продавались официальными дилерами с большими надбавками.
Обходные пути получили настолько широкое распространение, что российские автомобильные издания регулярно публикуют обзоры автомобилей, предназначенных для зарубежных рынков. Мультимедийная консоль в Toyota Camry, сделанная для Китая, работает только на китайском языке, как предупредил популярный автомобильный сайт в феврале; рецензент предложил поднести к дисплею смартфон с приложением для перевода.
Одним мартовским вечером на авторынке Дубая Сергей Кашкаров сидел на пассажирском сиденье припаркованной серой Toyota и вел переговоры о своей последней сделке: отправке шести автомобилей Mitsubishi в автосалон в сибирском городе Новосибирске паромом и грузовиком через Иран и Казахстан. Кашкаров переехал в Дубай из Сибири в 2021 году и после начала спецоперации зарекомендовал себя как брокер, связывающий российских автодилеров с дубайскими поставщиками.
«У меня полно работы, — сказал он. — Я действительно не жалуюсь».
Новые модели торговли отражаются в международной статистике; экспорт автомобилей из Европейского союза в Россию, например, упал примерно до 1 миллиарда евро в 2022 году с 5 миллиардов евро в 2021 году.
Но экспорт ЕС в Казахстан вырос почти в четыре раза, до более чем 700 миллионов евро, а экспорт в Эмираты вырос примерно на 40%, до 2,4 миллиарда евро. Армения сообщает, что ее импорт автомобилей увеличился более чем в пять раз — до 712 миллионов долларов в прошлом году.
Западные автомобильные компании обычно отрицают информацию о том, что их автомобили отправляются в Россию в каких-либо значительных количествах, или о резком росте продаж в Эмиратах.
«Мы ничего подобного не видели, — сказал Джим Роуэн, исполнительный директор Volvo.
Пол Джейкобсон, главный финансовый директор General Motors, сказал: «Я ничего не знаю о том, что что-то идет в Россию».
По словам представителей отрасли, у автопроизводителей возникнут проблемы с отслеживанием продаж автомобилей через посредников. А официальные лица США, отвечающие за соблюдение ограничений, больше сосредоточились на товарах, которые можно использовать в военных целях.
Официальные лица США назвали Объединенные Арабские Эмираты «страной особого внимания» из-за их роли в качестве центра для аккумуляции товаров, переправляемых в Россию в нарушение санкций. Электроника вызывает особую озабоченность, говорят чиновники, потому что их микросхемы могут быть перепрофилированы для использования в военных целях.
«В ОАЭ действуют строгие меры, регулирующие импорт и экспорт материалов двойного назначения, чтобы предотвратить их использование в военных целях», — говорится в заявлении официального представителя Эмиратов.
Просматривая автомобильный рынок Дубая, группа из трех человек сообщила, что они делят свое время между Россией и Арменией. Они отказались сообщить, чем зарабатывают на жизнь, но описали импорт и перепродажу автомобилей как прибыльный побочный бизнес; один сказал, что он купил около 100 автомобилей в прошлом году.
«Дубай — это три в одном, — пошутил человек, назвавшийся Айком. — Вы едете в отпуск, покупаете машину для себя и покупаете еще несколько для перепродажи».