Встреча Владимира Путина, Си Цзиньпина и Нарендры Моди в Тяньцзине в рамках саммита ШОС стала редкой демонстрацией солидарности и возможностью для Кремля напрямую укрепить связи с двумя крупнейшими покупателями российской нефти.
В течение последних нескольких лет Москва оказалась отрезана от привычных рынков, но именно Китай и Индия стали теми, кто поддержал российскую экономику, воспользовавшись скидками на нефть. Для Пекина это более 100 млн тонн закупок в 2024 году — почти 20% его энергетического импорта. Для Индии — рост объемов до $140 млрд начиная с 2022 года.
Теперь к экономическому фактору добавляется политический: все три страны открыто демонстрируют, что их объединяет общий раздражитель — Вашингтон. США ввели не только санкции против России, но и жесткие тарифы против ее партнёров. Индия столкнулась с 25%-ными пошлинами за закупку российской нефти, Китай ведет тяжелые переговоры, чтобы избежать еще более болезненных мер.
Для Москвы сотрудничество с Индией и Китаем это окно возможностей. Россия по-прежнему зависит от экспорта нефти и газа – он составляет около четверти бюджета. Аналитики и трейдеры убеждены, что Кремль может пойти на дополнительные скидки, лишь бы удержать Дели и Пекин от колебаний под давлением США.
«Индия обеспечила России спасательный круг, когда санкции Запада выбили ее с традиционных рынков», — отмечает эксперт Мандар Оук из Университета Аделаиды. По его словам, именно поэтому Москва готова идти на уступки, чтобы закрепить стратегическое партнерство.
Моди в Тяньцзине подтвердил близость с Москвой, заявив Путину: «Наши страны идут плечом к плечу». В Нью-Дели также подчеркивают — страна будет покупать энергоресурсы там, где условия выгоднее всего.
Формирующийся энергетический треугольник Москва-Пекин-Дели способен изменить баланс сил не только в Евразии, но и внутри ОПЕК+. Хотя Россия официально не входит в картель, ее альянс с Китаем и Индией фактически создает параллельный рынок со своей логикой цен и поставок. Это снижает предсказуемость решений ОПЕК+ и усиливает волатильность котировок. Если Китай и Индия продолжат наращивать закупки на льготных условиях, Москва получит стабильный канал сбыта, но мировая нефтяная система столкнется с новой точкой нестабильности, где цена все чаще определяется уже не в Вене, а на линии Москва-Пекин-Дели.