После долгих колебаний Евросоюз представил амбициозный план по поэтапному отказу от российских ископаемых видов топлива. Однако, как и в случае с обязательством НАТО увеличить расходы на оборону, неожиданной проблемой для Брюсселя стала Испания.
Проект регламента, опубликованный 17 июня, предусматривает полный запрет на импорт нефти, трубопроводного и сжиженного природного газа из России к концу 2027 года. Документ также включает жесткие меры контроля: импортеров обяжут раскрывать все данные о закупках российского газа, а таможенные органы получат расширенные полномочия по мониторингу.
Если документ будет утвержден, эта инициатива лишит Кремль значительной части доходов от продажи ископаемого топлива. При этом проект подготовлен на основе норм торгового права, что делает его почти неуязвимым для возможного вето со стороны таких стран, как Венгрия или Словакия, традиционно более лояльных Москве.
Тем не менее, неожиданное сопротивление столь амбициозному шагу поступило со стороны Мадрида. Несколько дипломатов ЕС рассказали европейским СМИ, что комиссар ЕС по вопросам конкуренции и энергетического перехода Тереса Рибера начала негласную кампанию за смягчение предложенного запрета. По данным источников, Рибера настаивала на включении «аварийной оговорки», которая позволила бы при необходимости приостановить запрет. В тексте уже предусмотрены исключения на случай «внезапных и значительных обстоятельств», но они носят ограниченный характер и требуют контроля со стороны ЕС.
Канцелярия Риберы назвала такие утверждения «абсурдными» и подчеркнула, что она наоборот помогала подготовить юридически устойчивый документ. Однако источники в Евросоюзе отмечают, что ситуация, скорее всего, сложнее, чем кажется. Более того, в ЕС подозревают, что испанская делегация пытается ослабить положения документа, хотя четких объяснений этому пока нет.
Политический контекст добавляет противоречий: накануне саммита НАТО в Гааге Испания вызвала недовольство союзников своим требованием об особом статусе в вопросе об увеличении оборонных расходов до 5% ВВП к 2035 году.
Мадрид остаётся одним из лидеров европейского «зеленого перехода», поскольку страна ставит цель к 2030 году вырабатывать 81% энергии из возобновляемых источников, а Рибера считается опытным борцом за климатическую повестку.
Однако Испания также остается одним из крупнейших покупателей российского СПГ и, по действующим контрактам, обязана закупать его вплоть до 2042 года. По данным ICIS, объемы закупок с 2021 года более чем удвоились. Глава Naturgy, испанской компании-импортера, Франсиско Рейнес недавно предупредил Урсулу фон дер Ляйен о рисках миллиардных штрафов, если контракт с российским Новатэком будет разорван досрочно. Эта позиция резко контрастирует с подходом французской TotalEnergies, которая при схожих долгосрочных обязательствах заявила о готовности заменить российские объемы СПГ поставками из других источников.
Такому положению Испании есть несколько возможных объяснений. Во-первых, Испания, вероятно, хочет сохранить диверсификацию поставок, закупая газ из США, Нигерии, Алжира и России, и не спешит отказываться от контрактов с Новатэком. Впрочем, ожидаемый рост мирового производства СПГ после 2026 года создаст новые возможности для замещения и конкуренции цен. Во-вторых, большим мотивом является защита интересов Naturgy, которая стремится избежать штрафных санкций за односторонний разрыв договора. Однако пример TotalEnergies ставит под сомнение эту версию. И, наконец, есть и еще один аргумент: правительство Испании просто не видит особых рисков в работе с Россией. Эта версия косвенно подкрепляется и недавним поведением Мадрида на саммите НАТО. Впрочем, она выглядит странной на фоне подозрений о вмешательстве России в поддержку каталонского сепаратизма.
Тем не менее, бы ни были мотивы, позиция Испании вызывает вопросы среди ее других членов ЕС и НАТО. В их глазах она выглядит как готовность остаться «белой вороной» среди союзников, чем как стремление участвовать в совместной борьбе с российским влиянием.