Сможет ли ЕС установить цену на российскую нефть без помощи США

До сих пор США воздерживались от введения сниженного ценового предела на российскую нефть, что вызвало вопросы о том, сможет ли ЕС пойти на это в одиночку.

Официальные лица неоднократно сообщали, что Европейский союз готовит новый, уже 18-й по счету, пакет санкций против России, чтобы должно оказать дополнительное давление на Кремль. По словам Урсулы фон дер Ляйен, новые санкции должны будут комплексно затронуть российский финансовый сектор, экспорт энергоресурсов и трубопровод Северный поток. Более того, президент Европейской комиссии предложила пересмотреть ценовой предел на российскую нефть, чтобы еще больше сократить прибыль Кремля от мировых продаж и заблокировать денежный поток в российский бюджет.

«Давление работает, поскольку Кремль ничего другого не понимает», — заявила фон дер Ляйен ранее на этой неделе после встречи с сенатором США Линдси Грэмом.


Впрочем, Брюссель не может просто ввести пониженный ценовой предел на российскую нефть, поскольку, в отличие от других санкций, которые блок ввел против России, таких как многочисленные запреты на экспорт и импорт, ценовой предел имеет политическое и практическое измерение, которое выходит за рамки институциональной сферы Евросоюза и простирается за океан.

Напомним, что ценовой предел на российскую нефть уже был введен в декабре 2022 года G7 по инициативе администрации Джо Байдена. Его приветствовали как гениальный, новаторский механизм для мобилизации коллективной мощи западных союзников и подрыва внешнеполитических амбиций России. В рамках плана, G7 совместно с Австралией приняли законы, запрещающие их отечественным компаниям предоставлять услуги, такие как страхование, финансирование и флаг, российским танкерам, которые продавали морскую сырую нефть выше заранее установленной цены.

Таким образом, секрет эффективности такой меры кроется в господстве на рынке: на протяжении десятилетий западные фирмы, особенно британские, доминировали в секторе страхования защиты и возмещения ущерба (P&I). Это такой тип страхования, который предоставляет судовладельцам широкую защиту и позволяет им покрывать потенциальные расходы от любого случайного вреда, причиненного экипажу, их имуществу или окружающей среде.

Из-за неотъемлемых рисков транспортировки нефти, страхование P&I сегодня считается нормой в морской торговле и обязательным условием для принятия в иностранном порту. Используя свои ведущие фирмы, G7 намеревалась создать экстерриториальный эффект, который ограничил бы цену на российскую нефть не только в пределах их юрисдикций, но и во всем мире.

Затем, после интенсивных закулисных переговоров, ограничение было установлено на уровне 60 долларов за баррель, что позволило всем сторонам прийти к компромиссу. Однако эта стратегия работала лишь до определенного момента.

Хотя цена на российскую нефть марки Urals постепенно снижалась, она постоянно оставалась выше отметки в 60 долларов, часто превышая порог в 70 долларов. России удалось найти альтернативные источники выгоды, и огромную роль в этом деле сыграли новые покупатели, такие как Индия и Китай. Более того, были созданы новые платежный системы, что позволило избежать необходимости подстроиться под новый ценовой предел, установленный G7.

Поскольку в российской экономике осталось мало секторов, которые нужно было бы санкционировать, Брюссель обратил свой взор на ограничение как на способ затянуть гайки Кремлю. Как сообщается, Комиссия предложила пересмотр в диапазоне от 50 до 45 долларов за баррель, который, как полагают, заочно поддерживают Великобритания и Канада. Однако, США пока воздержались от одобрения более низкого ценового ограничения, повысив ставки перед решающими переговорами на саммите G7 в Альберте, запланированными на середину июня.

Теперь возникает сложный вопрос: может ли ЕС осмелиться и позволить себе действовать в одиночку?

В самом строгом юридическом смысле ЕС действительно мог бы установить более низкий ценовой предел самостоятельно. В конце концов, у G7 как организации нет регулирующих полномочий: каждый союзник вносит поправки в свои законы индивидуально, чтобы выполнить коллективную миссию.

ЕС же ввел новое законодательство, запрещающее компаниям, находящимся внутри блока, обслуживать российские танкеры, которые обходят ограничение в 60 долларов за баррель. Аналогичным образом, блок теперь может изменить текст, чтобы скорректировать этот запрет на более жесткую цену, не дожидаясь, пока другие союзники ответят взаимностью.

Тем не менее, здесь появляется первое серьезное препятствие: любое изменение санкций должно быть одобрено единогласным голосованием государств-членов. Крайне маловероятно, что все 27 стран придут к соглашению без явных гарантий того, что Вашингтон последует их примеру. Венгрия, в частности, полностью солидаризировалась с администрацией Трампа и теперь может наложить вето на любое предложение, против которого выступит Белый дом.

То есть, даже если блоку удастся преодолеть внутренние разногласия и самостоятельно согласиться на более низкий предел, другие более серьезные препятствия могут помешать его планам.

Отсюда возникает второе препятствие: пересмотренный предел, установленный блоком должен будет сосуществовать с уже существующим пределом, установленным США. Это означает, что одна сторона Атлантического океана будет применять предел в 50 долларов за баррель, а другая — в 60 долларов за баррель, что создаст серьезные сложности для всех вовлеченных субъектов.

«Существование двух различных ценовых пределов в странах G7 может запутать поставщиков услуг морского транспорта и ослабить общее правоприменение», — сказал Петрас Катинас, энергетический аналитик Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA).

Катинас добавил, что подобное проявление самостоятельности со стороны ЕС может вызвать серьезные трения в Коалиции по ценовому пределу, что подорвет общее доверие и координацию внутри организации.

«Такой хаос немедленно пойдет на пользу Кремлю, который давно пытается использовать лазейки, чтобы обойти и подорвать международные санкции», — сказал аналитик.

Однако, существует и другое мнение. Элизабетта Корнаго, старший научный сотрудник Центра европейских реформ (CER) считает, что подобный ход со стороны ЕС может установить дополнительные препятствия для Москвы, которая все еще зависит от страхования G7, что может облегчить ЕС применение пересмотренной меры.

«Если ЕС в одиночку решит ужесточить ограничение, это станет дополнительным ограничением для российского экспорта нефти, но не таким жестким, как при подходе всей G7», — сказала Корнаго.

Помимо практических препятствий и правовых вопросов, следует учитывать геополитику

Одна из причин, по которой инициатива G7 не оправдала ожиданий, заключается в том, что, как следует из названия, она осталась эксклюзивным планом G7. Страны Азии, Латинской Америки и Африки отказались подыгрывать и присоединяться к коалиции. Китай и Индия открыто покупают российскую сырую нефть, иногда для ее переработки и перепродажи под другим брендом.

Таким образом, если ЕС и США рассинхронизируются и пойдут разными путями, это еще больше дестабилизирует западный альянс и создаст впечатление трансатлантического распада. Впрочем, для многих это уже стало реальностью — расхождение внешнеполитических взглядов президента США и официальных лиц ЕС — явное тому свидетельство.

«Ценовой предел был инициативой G7 + ЕС, и поэтому в его нынешнем виде я не вижу пути, по которому ЕС мог бы скорректировать предел без поддержки более широкой коалиции, включая США», — сказал Бен Мак-Вильямс, ассоциированный научный сотрудник Bruegel.

«При этом ЕС волен вводить любые меры, которые он захочет, в отношении своих собственных судов и страховых компаний, к которым он, вероятно, мог бы побудить присоединиться еще и Великобританию», — добавил Мак-Вильямс. «Так что, по моему мнению, ЕС все еще может двигаться вперед — ему просто нужно будет находиться в другом институциональном формате, чем тот, который существует в настоящее время».

Загрузка ...
ROSSMIR.RU