Витрины, окрашенные в цвет триколора, китайские и российские флаги на веревке под потолком, матрешки размером с ребенка — так выглядят магазины, специализирующиеся на российской продукции в Китае. В них можно найти все — от шоколада и печенья до меда и водки.
В последние месяцы в Китае стремительно набирают обороты так называемые “русские магазины”, предлагающие покупателям широкий ассортимент продовольственных товаров прямиком из России. Тем временем, многие китайцы озадачены бурным распространением таких торговых точек, которые, по их впечатлениям, появились будто за один день.
За несколько лет начиная с конца 2021 года по всему Китаю открылись тысячи таких магазинов. Это обусловлено симпатией китайской общественности к России и углублением торговых связей между Пекином и Москвой. Китай стал важнейшей экономической артерией для пострадавшей от санкций России, а двусторонняя торговля из года в год достигает рекордных показателей.
Качественные, но при этом довольно дешевые российские энергоносители доминируют в Китайском импорте, а теперь на рынке пользуются популярностью еще и российские продукты питания, такие как мороженое, сладкое печенье и сухое молоко. В связи с крепнущими экономическими связями, китайские компании поспешили извлечь выгоду из растущего спроса. Согласно официальным данным, с 2022 года было зарегистрировано более 2500 новых компаний, занимающихся торговлей российскими товарами, причем почти половина из них была зарегистрирована только в прошлом году. Около 80 процентов новых фирм, которые поспешили извлечь выгоду из этого ажиотажа, все еще ведут активную деятельность, как показывают записи о регистрации предприятий. Большинство этих компаний базируются в Хэйлунцзяне, северо-восточной провинции, граничащей с Россией, хотя за последние два года они распространились и на другие провинции.

Помимо продуктов сельскохозяйственной промышленности, которые составляют большую часть импорта продовольствия из России в Китай, внимание китайских потребителей привлекли шоколад, печенье и сухое молоко от российских брендов, экспортируемых с лейблом «Сделано в России».
Впрочем, бурный рост русских магазинов, который китайские СМИ даже назвали «сумасшедшим», также вызвал пристальное внимание к подлинности продаваемой продукции. Журналисты и независимые эксперты провели ряд расследований, по результатам которых выяснилось, что некоторые товары под российским брендом на самом деле были произведены в Китае, что побудило власти принять жесткие меры против вводящей в заблуждение маркировки и рекламы.
В центре Пекина продавец русского магазина выставляет аккуратные ряды упаковок конфет, печенья и сухого молока — одних из самых популярных товаров в магазине.
«Самый продаваемый товар это русский мед — это настоящий хит. Еще большим успехом пользуется шоколад и конфеты, они очень вкусные», — говорит продавец, указывая на широкий выбор шоколада.

На заднем плане громкоговоритель проигрывает повторяющееся сообщение, приветствуя покупателей в «Павильоне российских товаров» и рекламируя российские продукты как «полезные, с натуральными ингредиентами и имеющими высокое качество».
«Такие магазины как наш — это не только платформа для продажи российских товаров, но и витрина, демонстрирующая русскую культуру и очарование», — добавляет продавец.
Лян Цзинхао, турист из северной провинции Шаньси, сказал, что видел много подобных магазинов русских товаров у себя дома.
«Россия — очень хорошая страна с огромной территорией и богатыми ресурсами. В ней живут очень дружелюбные люди», — сказал он.
20-летняя предпринимательница по имени Су открыл три магазина русских товаров в Пинляне, небольшом городе в северо-западной провинции Ганьсу, с сентября прошлого года.
«Китай и Россия поддерживали довольно хорошие отношения в последние годы, и лично я довольно позитивно отношусь к России как к стране», — сказала она.
В магазинах Су также продаются товары из Шри-Ланки и Австралии, но по ее наблюдениям они пользуются гораздо меньшей популярностью.
«Я думаю, что российские товары больше соответствуют местным вкусам», — сказала она.
Тем временем, согласно данным прошлогодних опросов, проведенных Центром международной безопасности и стратегии при Пекинском университете Цинхуа, китайская общественность положительно относится к России, об этом сообщили 66 процентов респондентов. Вместе с тем, китайцы негативно настроены в отношении США — 76 процентов выразили свои негативные взгляды к Соединенным Штатам.

По данным китайских государственных СМИ, мода на товары, произведенные в России, берет свое начало в начале 2022 года. Всего за несколько первых месяцев 2022 года, «Российский государственный павильон» — интернет-магазин, одобренный российским посольством в Китае — стал вирусным в китайских социальных сетях. Покупатели бросились скупать все, от конфет до чайных пакетиков, потратив почти 6 миллионов юаней (828 000 долларов США) на российские товары в течение трех дней, согласно сообщениям китайских СМИ за тот период. В коротком видео, размещенном в интернет-магазине, представитель российского бизнеса поднял тост за «дружбу и старых китайских друзей в сложной и постоянно меняющейся международной ситуации».
К апрелю 2023 года более 300 московских компаний присоединились к китайским платформам электронной коммерции, включая Taobao и JD, как сообщает Московский экспортный центр. В следующем году в Шэньяне и Даляне, двух крупнейших городах провинции Ляонин на северо-востоке Китая, дебютировал первый «Фестиваль и ярмарка Made in Russia».
Это семидневное мероприятие было организовано Российским экспортным центром при поддержке Москвы и правительства провинции. В нем приняли участие более 150 российских компаний, продав китайским потребителям российских товаров на сумму 2,3 миллиона долларов. С тех пор было проведено еще три таких ярмарки, в том числе в юго-западном мегаполисе Чэнду.
Российский экспортный центр авторизовал восемь официальных розничных магазинов в Китае под брендом «Российский государственный павильон». Однако, помимо этих нескольких официальных торговых точек есть еще тысячи неофициальных магазинов, извлекающих выгоду из растущего спроса на российские продукты.

По мере роста популярности российских товаров, неофициальные магазины также подвергаются более пристальному вниманию со стороны китайских потребителей и СМИ, особенно в отношении качества и подлинности продаваемых там товаров. В конце прошлого года китайские потребители обратились в социальные сети, чтобы пожаловаться на то, что некоторые продукты, помеченные как российские, на самом деле были сделаны в Китае и других странах, включая Малайзию.
Расследование, проведенное государственным информационным агентством, Jiemian News, показало, что значительная часть продуктов питания, продаваемых в магазинах российских товаров, таких как хлеб, колбаса и сухое молоко, была произведена на фабриках на северо-востоке Китая. К разоблачению подделок подключились и многочисленные российские инфлюенсеры, работающие в Китае.
«Я никогда не видел этих конфет в России. Вся упаковка поддельная», — сказал один российский пользователь социальной сети Douyin.
«В России нет ничего подобного», — говорит другой пользователь, держа в руках колбасу в магазине в Шанхае, в то время как на заднем плане было слышно, как продавец просит его прекратить съемку.
Российское посольство в Китае также вмешалось, предостерегая китайских покупателей от покупки «подделок», замаскированных под российские товары.
«Эти продукты часто не соответствуют требованиям качества и отличаются от аналогичных продуктов, произведенных в России, но на упаковке используются русские слова, чтобы имитировать российское происхождение», — говорится в официальном заявлении.
В связи с растущим возмущением общественности, к борьбе с подделками подключились и официальные власти Шанхая, которые провели два раунда проверок, посетив 47 магазинов российских товаров в городе.

Семь из них были обвинены в ложной рекламе, вводя покупателей в заблуждение, заставляя их верить, что у них есть официальная поддержка российского посольства; другие создавали «крайне обманчивое впечатление» о происхождении своей продукции, о чем говорится в январском отчете властей. По результатам проверок, некоторым магазинам было приказано закрыться, а другие были оштрафованы и обязаны более четко маркировать товары отечественного производства. Другие города вскоре последовали примеру Шанхая, проведя аналогичные проверки.
Несмотря на споры, популярность российских товаров побуждает открывать больше магазинов в Китае, включая официальные. В феврале Российский экспортный центр заявил, что планирует открыть до 300 магазинов российских товаров совместно с китайскими партнерами по всей стране до конца года.
На прошедшем в этом году в Шэньяне «Фестивале и ярмарке «Сделано в России» Вероника Никишина, генеральный директор Российского экспортного центра, дала совет, как отличить подлинную российскую продукцию от подделок. Женщина объяснила, что подлинные товары имеют этикетку в форме голубя с надписью «Сделано в России» на упаковке, при этом Россия четко обозначена как страна происхождения, объяснила она.
«Мы искренне надеемся, что все китайские потребители смогут покупать подлинную, высококачественную российскую продукцию», — заключила Никишина.