Финляндия продолжает использовать российские грузовые поезда

Финляндия продолжает осуществлять импорт российского аммиака и удобрений, поскольку эти материалы не подпадают под санкции ЕС. Таким образом, ежемесячно тысячи грузовых вагонов с российским сырьём проходят через два восточных пограничных пункта Финляндии.

Груз поступает из России в Финляндию через пограничный пункт пропуска Вайниккала, который расположен в Южной Карелии, а также через контрольно-пропускной пункт Ниирала в Северной Карелии, но по более низкой стоимости. Так, например, грузовые поезда, наполненные российской никелевой рудой поставляются финской компании Nornickel Harjavalta, расположенной недалеко от города Пори, что на западном побережье Финляндии. Известно, что металлургический завод в Харьявалте является единственным во всём Евросоюзе предприятием, которое всё ещё занимается выплавкой никелевой руды, поступающей из России. Затем, после переработки в Харьявалте, изделия из никеля поступают уже на мировой рынок.

По данным из открытых источников, за 2022 год общая сумма импорта никеля из России в Финляндию составила 1,115 млрд евро. Однако впоследствии, полученные от финской таможни отчёты показали, что объёмы поставок сократились примерно на треть в начале этого года если сравнивать с тем же периодом прошлого года.


Другой тип российского сырья, который до сих пор пользуется спросом в ЕС, это удобрения. В первом полугодии 2024, общая сумма импорта российский удобрений в Финляндию составила около 10,5 млн евро, что превышает этот показатель за прошлый год более, чем в два раза (5,5 млрд евро).

железная дорога
Фото: David Hellmann/unsplash.com

Удобрения из России, прибывающие в Финляндию, сначала поставляются в Вайниккалу, а затем в порт Котка, где, по информации от финских властей, их загружает на суда российская фирма Fertilog.

Последней позицией крупномасштабного сырьевого импорта из России стал аммиак. Данное химическое соединение пересекло российско-финскую границу в объёме, эквивалентном 26,6 млн евро. Что касается прошлого года, то в нём общая стоимость импорта аммиака из России составила почти 50 млн евро.

Сообщается, что торговля вышеперечисленным сырьём продолжается благодаря тому, что оно не попадает под санкции ЕС. Известно, что западные страны приняли экономические меры в отношении отдельных лиц, связанных с российскими компаниями по производству удобрений, но не в отношении самой продукции.

Что касается никелевой руды, то она находится в санкционных списках Соединённых Штатов и Великобритании. Помимо никеля, обе страны ввели санкции против алюминия и меди в апреле этого года. Эти меры были приняты США и Великобританией с целью ограничить использование российских металлов на мировой бирже, а также при внебиржевой торговле их деривативами, чтобы не допустить получение Москвой прибыли от продажи этих ценных ресурсов. В то же время, страны-участницы Европейского Союза не согласились вводить подобные ограничения, что по мнению отдельных политиков и официальных лиц свидетельствует о глубокой зависимости ЕС от российского сырья.

Как сообщают крупные финские издания, КПП в Вайниккале является единственным маршрутом, по которому российская никелевая руда попадает в страны ЕС. В свою очередь, министр экономики Финляндии, Вилле Рюдман, заявил, что у страны нет возможности остановить импорт этого сырья из России.

Финляндия
Фото: Joakim Honkasalo/unsplash.com

По мнению ряда экономистов, прекращение импорта никеля, аммиака и удобрений из России может нарушить социальную стабильность не только в самой России, но и в нескольких странах ЕС, поскольку всем участникам сделки придётся искать альтернативы для покупки и сбыта этих ресурсов, а это неизбежно приведёт к сокращению рабочих мест и повышению затрат на подобные сделки.

Стоит отметить, что в этом вопросе Китай также играет важную роль, поскольку санкции США и Великобритании в отношении российского никеля значительно сблизили Москву с Пекином в политическом плане. Более того, если брать в счёт недавние сообщения «Норникеля» и ядерного гиганта «Росатом» касательно планов по разработке одного из крупнейших в России месторождений лития, то становится ясно, что Россия и Китай станут ещё более близки экономически, поскольку на Китай приходится 72 процента мировых мощностей по переработке лития, а литий является ключевым компонентом в аккумуляторах электромобилей – индустрии, которая активно развивается в Китае в последнее время.

Рассуждая об альтернативных возможностях, нужно понимать, что в настоящий момент у Финляндии и ЕС есть две реалистичных опции: продолжать финансировать Кремль, покупая у него сырьё, или же спонсировать экономическую мощь Китая на товарных рынках и тем самым укреплять его союз с Россией, буквально «выдавливая» собственных производителей с рынка.

Если же рассматривать аналитические сводки по данному вопросу, то можно с уверенностью сказать, что Китай вряд ли был бы готов продавать сырьё в ЕС, поскольку у него есть собственные потребности, которые закрываются Россией, то есть перепродажа поступающего сырья была бы ему попросту невыгодна.

Загрузка ...
ROSSMIR.RU