В минувшую пятницу норвежское правительство сделало официальное заявление о том, что российские рыболовные суда могут продолжать пользоваться тремя крупными портами: Тромсё, Ботсфьорд и Киркенес. Однако, по итогам заседания были также аннонсированы новые более строгие меры контроля за отечественными судами.
«Сохранение рыбных запасов в Баренцевом море является фундаментальным интересом Норвегии. Это важно для поддерживания уровня занятости населения в северной части страны, в особенности в регионе Финнмарк», — говорит министр рыболовства и океанской политики Марианна Сивертсен Нэсс.
Введённые за последние несколько лет ЕС санкции против РФ не включали в себя ограничение прохода российских судов в европейские порты, но относительно недавно Норвегией были введены дополнительные меры контроля за судами, а пришвартовываться они смогут только в трёх точках.
«Несмотря на безукоризненное следование протоколов, правительство намерено дополнительно усилить контроль. Полиция и таможня будут предъявлять более строгие требования к российским рыболовным судам, заходящим в наши порты», — сообщила министр юстиции и общественной безопасности Эмили Энгер Мель.
Таким образом, российские суда теперь будут допускаться только в заранее отведённые зоны в гаванях, а их досмотром будет заниматься таможня совместно со Полицейской службой безопасности (PST), помимо этого, будет введён и морской контроль под надзором вооружённых сил Норвегии. В новых условиях таможенного контроля, судну под российским флагом будет разрешено оставаться в порту не более пяти дней.
Согласно данным из независимых источников, Северная Европа обеспокоена, что Россия может проводить диверсии, нацеленные на повреждение подводной инфраструктуры.
В свою очередь, Кремль выразил недовольство в отношении наложенных на свои траулеры ограничений, поскольку Норвегия и Россия имеют общие запасы рыбы в Норвежском и Баренцевом море.
«Российская сторона считает незаконными односторонние ограничения Норвегии в отношении российских рыболовных судов», — говорится в протоколе соглашения по рыболовству этого года.
Затем, в Москве на эту ситуацию отреагировали, сделав следующее заявление:
«В случае введения дальнейших односторонних ограничений доступа российских рыболовных судов в порты Норвегии российская сторона оставляет за собой право приостановить действие настоящего протокола без учета сроков, установленных в §7 Регламента Норвежско-российской совместной комиссии по рыболовству».
В норвежском минестерстве ответили, что новые правила «нужны как для обеспечения ответственного надзора за рыболовной промышленностью, так и для улучшения качества контроля в портах».
Представители полиции Финнмарка заявили, что полный контроль над всеми российскими судами трудно осуществить, а также выразили опасения, что Россия может таким образом экспортировать товары и продукцию, попавшие под санкции.
Зимой прошлого года крупное норвежское СМИ – NRK, вместе с другими скандинавскими вещательными компаниями выпустили документальный фильм под названием «Теневая война» (The Shadow War), в котором было продемонстрировано, что российские рыболовные суда, пользующиеся портом Тромсё, «проявляли особый интерес к подводным лодкам ВМС США», когда те заходили в порты после миссий в северных водах. Более того, в фильме также указывается на подозрительную активность российских траулеров вблизи критически важной подводной инфраструктуры Норвегии.