Стремясь диверсифицировать источники поставок коксующегося угля, Министерство сталелитейной промышленности Индии обратилось к России и Монголии. Страна разрабатывает долгосрочне планы по созданию собственного механизма для индексации и определения цен на уголь. Индия является вторым по величине производителем стали в мире, а также имортирует самое большое количество кокса. Главным поставщиком кокса в Индию на данный момент является Австралия.
Коксующийся уголь является основным сырьём, которое потребляют сталелитейные предприятия, более того, он составляет почти половину затрат на производство стали. В 24 финансовом году было импортировано почти 58 миллионов тонн кокса, что является 10-летним максимумом.
Результатом переговоров с представителями сталелитейной промышленности в понедельник стал запуск двух пробных поставок из Монголии. Индия закупит около 3 млн тонн, а логистический вопрос будет рассмотрен в ближайшие 3-6 месяцев, как сообщили высокопоставленные чиновники, принимавшие участие во встречах. По их словам, будет задействована Трансмонгольская магистраль. Также, сообщается что Индия планирует «нащупать» своего поставщика путём перебора разных кандидатов, по примеру Японии или Китая. По мнению промышленников, это поможет определить наиболее подходящую цену на коксующийся уголь.
Вопрос ценообразования волнует Индию уже долгое время, в связи с чем были сформированы три комитета, которые также участвовали в принятии решения на переговорах. По сообщениям разных источников, Индия намерена разработать собственный «реалистичный» механизм определения цен на кокс. Более того, страна использует для этого часто критикуемые и называемые «субъективными» глобальные индексы — Platts и Argus. Другой причиной, по которой Индия тщательно изучает вопрос создания собственного индекса на цену угля – низкая ликвидность на спотовом рынке (4-6%), что вызывает очень сильные колебания цены и является невыгодным. Более того, используемые индексы также берут в расчёт торги, совершаемые между отдельными поставщиками угля и их дочерними компаниями, или мелкие трейдерские сделки.
Чтобы продемонстрировать волатильность рынка и несовершенство текущих механизмов ценообразования, индийские промышленники привели в пример цены на кокс в 2021-22 году, когда цена за тонну составляла 150-170 долларов США, а уже в 2023 цена за тонну достигла 350 долларов. В текущем году цены колеблются в диапазоне 250$ за тонну. В министерстве заявили, что для того, чтобы создать свой индекс, промышленникам нужно прежде всего принять во внимание логистические затраты и ставку фрахта, а не цены на спотовом рынке.
Во время переговоров также было решено, что первым крупным поставщиком угля для Индии в ближайшем году станет Монголия. В скором времени страну посетит полевая группа, состоящая из чиновников министерства и представителей промышленности. Целью визита будет решение логистических вопросов, а также рассмотрение возможности дополнительных инвестиций.
Основной проблемой для Индии является конфликт интересов с Китаем. Являясь сухопутной державой, не имеющей выхода к морю, Индия рассмотрит все возможные пути поставок угля из Монголии в обход своих границ с Китаем. Одним из маршрутов может стать магистраль Владивосток-Ченнай, а также активно обсуждается вариант создания общего склада коксующегося угля и урегулирование сделок через механизмы заимствования и товарных кредитов. Другим возможным решением может быть консорциум между представителями министерства, промышленниками и частными участниками рынка, однако, по заявлению источника в отрасли, это вряд ли осуществимо, поскольку у компаний не сходятся требования и условия сотрудничества.