Франция добилась ослабления антироссийских санкций со стороны Канады. Ограничения мешали поставкам титана для европейской аэрокосмической корпорации Airbus.
Спустя несколько недель после введения санкций Оттавой президент Франции Эммануэль Макрон инициировал телефонные переговоры с премьер-министром Канады Джастином Трюдо. Близкий к администрации европейского государства источник отметил, что обе стороны испытали сильное давление корпораций. Ограничения на поставку титана взволновали не только Airbus, но и другие компании, расположенные в том числе в Канаде. В то же время позицию Франции поддержала как минимум еще одна европейская страна.
После нескольких дней переговоров стороны пришли к соглашению. В результате Airbus и другим компаниям были предоставлены льготы. Случившееся вызвало критику в адрес политиков. Тогда как представители аэрокосмической корпорации оправдались тем, что соблюдают антироссийские санкции.
Запад в последний год регулярно ужесточал ограничения в отношении Москвы. Вместе с тем санкции, затрагивающие аэрокосмическую промышленность, не вводились до последнего. По словам канадского источника, буквально в тот же день, когда ограничения были приняты, начались переговоры с Оттавой. Корпорация Airbus при этом оказалась в затруднительном положении, поскольку все детали шасси для флагманского самолета A350-1000 выпускает единственный завод в Онтарио.
По словам канадских источников, компания была основным лоббистом ослабления санкций, для чего задействовала даже власти Парижа. Комментировать ситуацию во Франции и в Airbus отказались.
Американская аэрокосмическая компания RTX, также выпускающая детали для A350-1000, разместила производство в Оквилле вблизи Торонто, работая через дочернюю компанию Collins Aerospace. После запрета на импорт титана из России организация прекратила поставки сырья. После введения санкций компании потребовались дополнительные 175 миллионов долларов для покрытия стоимости поставок материалов. RTX отказалась комментировать ситуацию.
Санкции Канады также угрожали американской компании Boeing. Избежать проблем организации удалось благодаря льготам, предоставленным французскому поставщику оборудования Safran. Еще в марте 2022 года Boeing объявил о прекращении закупок титана из России. В то же время компания вынуждена приобретать шасси канадского производства для самолетов 787 Dreamliner. При этом завод Safran в Торонто продолжил импорт титана ВСМПО.
Ситуация показала зависимость Запада от Москвы. Россию оказалось сложно изолировать из международной экономики, поскольку стратегические отрасли во многом завязаны на экспорт сырья. Так, российская корпорация ВСМПО-АВИСМА является крупнейшим мировым производителем титана аэрокосмического класса. Металл используется, в частности, для изготовления двигателей и шасси больших самолетов. Управляющий директор AeroDynamic Advisory Ричард Абулафиа отметил, что отказаться от российского титана невозможно. Поскольку строительство завода, его сертификация и введение в эксплуатацию займет годы.
По словам западных аналитиков, сложности из-за санкций возникают не только в аэрокосмической отрасли. Мировые промышленники остаются в зависимости от стран-экспортеров стратегически важного сырья.
Пока же представители отрасли пытаются найти альтернативный источник титана. В Boeing заявили, что закупки осуществляются преимущественно в США. Намерены разорвать связи с ВСМПО и в Airbus.