Рост спотовых цен на российскую сырую нефть выше предела в 60 долларов за баррель, установленного западными державами, заставил страховщиков судов еще больше нервничать из-за нарушения правил, поскольку они не могут самостоятельно отслеживать стоимость грузов, заявили руководители, передает Reuters.
Чтобы ограничить нефтяные доходы Москвы после начала конфликта на Украине, страны «Большой семерки», Европейский Союз и Австралия ввели потолок цен на российскую нефть и нефтепродукты с декабря и февраля соответственно.
Пока цены не превышают установленный предел, компании, участвующие в торговле и транспортировке нефти, могут получить доступ к западным финансовым услугам, судам и страхованию.
Но отгрузочная документация может быть заполнена ложной информацией, и судовладельцам будет «очень сложно выяснить, какова была реальная цена», отметил Майк Солтхаус, глава отдела внешних связей NorthStandard P&I Club.
«Если Россия хочет экспортировать свою нефть и продавать ее выше потолка цен, то в интересах как российского экспортера, так и получателя не разглашать информацию о том, какова была истинная цена груза», — сказал Солтхаус агентству Reuters в кулуарах Сингапурской морской недели.
Ограничения цен эффективно снижали цены на российскую нефть, но скачок мировых цен на нефть марки Brent выше 80 долларов за баррель поднял российскую нефть марки Urals выше 60 долларов за баррель, в то время как смесь ESPO, экспортируемая из дальневосточного порта Козьмино, также торгуется выше 60 долларов за баррель.
Даже до того, как были введены ценовые ограничения, у страховщиков не было возможности проверить стоимость грузов, которые могут быть проданы несколько раз, прежде чем они достигнут пункта назначения.
Ларс Ланге, генеральный секретарь Международного союза морского страхования, сказал: «Мы определенно не в состоянии оценить цены на нефть при отгрузках».
«Я получаю подтверждение, которое соответствует предельной цене, но на самом деле я знаю, что на заднем плане происходит что-то другое… и это то, к чему никакой закон не может подготовить вас для этих конкретных случаев».
Повышенные риски для безопасности
По словам руководителей, помимо рисков нарушения санкций растущий «теневой флот» — танкеры, приобретаемые государствами для доставки российской нефти, — увеличивает риски безопасности судоходного сектора.
«Теневой флот представляет собой серьезный риск для всех судовладельцев, торгующих в рамках санкционных правил», — сказал Рольф Тор Роппестад, главный исполнительный директор Gard AS, добавив, что риск столкновения с судном из теневого флота выше, чем раньше.
«У меня нет решения относительно теневого флота. Но если мы знаем, насколько велик риск, мы можем принять некоторые меры предосторожности».
По словам Солтхауса, все больше судов могут столкнуться с риском потери страхового покрытия из-за санкций, что увеличивает риски для грузоотправителей и правительств во всем мире.
«Это проблема, которую мы пытались объяснить правительствам», — сказал он. «Никому не выгодно, чтобы незастрахованные суда с опасным грузом на борту плавали, не могли принимать платежи и все такое прочее».